• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как внедрять цифровую кафедру, рассказала сетевым партнерам «Вышка Онлайн»

Как внедрять цифровую кафедру, рассказала сетевым партнерам «Вышка Онлайн»

© Высшая школа экономики

«Вышка Онлайн» совместно с факультетом компьютерных наук ВШЭ провела шестой образовательный интенсив для сетевых партнеров U4Uonline 2023. В трехдневном мероприятии приняли участие 28 вузов России и СНГ. Интенсив был посвящен внедрению в процесс обучения цифровой кафедры как одного из ключевых направлений модернизации высшего образования.

НИУ ВШЭ, единственный в России и странах СНГ вуз — провайдер высшего очного образования в рамках самостоятельного онлайн-кампуса, более десяти лет задает тренды на рынке цифрового обучения. Технологический и интеллектуальный инструментарий «Вышки Онлайн» позволяет выстроить процесс обучения с нуля — от создания цифрового контента, включения онлайн-программ в учебные планы, сопровождения студентов до контроля качества и оценочных процедур (прокторинг, ассистенты онлайн-курсов, психометрика и анализ больших данных). Наработанной экспертизой «Вышка Онлайн» в рамках проекта «Сетевое взаимодействие» делится с коллегами из более чем 40 региональных университетов РФ и СНГ. Проект формирует единое образовательное, исследовательское и коммуникационное пространство для расширения диапазона и вариативности программ обучения. Партнеры могут интегрировать в учебный план любой из более чем 160 онлайн-курсов от ведущих ученых и ключевых отраслевых экспертов Высшей школы экономики. Сегодня в «Вышке Онлайн» обучается более 15 000 сетевых студентов.

С 2018 года интенсив U4Uonline собирает для обучения и общения представителей вузов РФ и СНГ. В этом году на него зарегистрировались 57 административных сотрудников и преподавателей из 28 вузов. Интенсив был посвящен внедрению в процесс обучения цифровой кафедры как одного из ключевых направлений модернизации высшего образования.

Тимофей Никулин

«“Цифровая кафедра” — это проект, реализуемый совместно Минобрнауки и Минцифры России. Основная его идея заключается в предоставлении студентам вузов, в которых функционируют цифровые кафедры, возможности получения дополнительной квалификации по IT-направлению, — объясняет Тимофей Никулин, руководитель проекта Data Culture ФКН. — Это предложение распространяется на две категории студентов. Первая обучается по специальностям, не связанным с информационными технологиями. К примеру, экономисты, юристы, менеджеры и другие смогут приобрести навыки создания алгоритмов и компьютерных программ, работы с базами данных и т.д. Ко второй относятся студенты, уже обучающиеся по программам IT-подготовки. Для них обучение на цифровой кафедре также станет возможностью приобретения дополнительных навыков и расширения профессиональных горизонтов. В НИУ ВШЭ основа для “Цифровой кафедры” реализуется через IT-модули проекта Data Culture, интегрированные во все образовательные программы».

На вебинарах U4Uonline были рассмотрены различные аспекты цифрового обучения, включая создание образовательного контента, адаптацию студентов к новым технологиям и методикам, а также развитие навыков работы в команде и проектного мышления. Особое внимание было уделено вопросам оценки результатов обучения и разработке системы мотивации для студентов и преподавателей. В итоге были сформулированы рекомендации для вузов по внедрению цифровой кафедры и определены перспективные направления развития в этой сфере. U4Uonline 2023 стал важным шагом на пути к созданию единой системы подготовки специалистов с навыками работы в цифровой экономике.

Марина Сорокова

«В программе интенсива U4Uonline было несколько интересных тем, — отметила Марина Сорокова, заведующая кафедрой “Цифровое образование” Московского государственного психолого-педагогического университета. — Например, “Данные и машинное обучение сегодня” от Евгения Соколова и Digital Humanities от Владислава Андреева. Но особенно интересным и полезным для меня был опыт НИУ ВШЭ по интеграции IT-модулей в образовательные программы. Кейс по разработке дорожной карты для нашего университета позволил осознать и систематизировать информацию, а возможность обсудить онлайн наш подход с экспертом ВШЭ помогла наметить пути решения проблем».

Евгений Буленков

«На прошедшем семинаре я впервые для себя открыл реальный путь формирования цифровой грамотности у студентов. Раньше интересовался, но все было отрывками, а здесь — дорожная карта и системный подход», — добавил Евгений Буленков, доцент кафедры технологии машиностроения Донецкого национального технического университета.

Вам также может быть интересно:

От климатических рисков до торговых войн: в Вышке состоялась конференция по финансовой экономике

Как меняются инвестиционные решения в условиях инфляционных шоков и применения методов машинного обучения? Можно ли предсказать финансовые риски через новые метрики? Какова роль климатической устойчивости банков и как геополитические потрясения влияют на глобальные цепочки создания стоимости? Эти и другие ключевые темы стали предметом обсуждения на прошедшей недавно 14-й Международной московской конференции по финансовой экономике, организованной Международным институтом экономики и финансов (МИЭФ) ВШЭ.

Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025

22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.

От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету

Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.

Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь

27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.

«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»

В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.

В Национальном форуме ДПО приняли участие свыше 3 тысяч человек

В Высшей школе экономики 20–21 ноября состоялся Национальный форум ДПО. В его работе приняли участие представители вузов, государства, бизнеса, ведущие эксперты в сфере образования и HR. Мероприятия, проходившие в комплексе НИУ ВШЭ в Москве на Покровском бульваре, посетили более 800 человек, а общее число офлайн- и онлайн–участников превысило 3 тысячи.

Восьмой международный онлайн-семинар U4U объединил экспертов из 14 стран

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ провел двухдневный международный семинар U4U (Universities for Universities), который традиционно служит площадкой для обмена опытом между университетами в области онлайн-обучения. В этом году событие вышло на глобальный уровень и расширило географию. К обсуждению ключевых вызовов и стратегий развития онлайн-образования присоединились международные эксперты и представители университетов со всего мира. Встреча состоялась в онлайн-формате в середине ноября.

Технологический прорыв: исследования Института ИИ и цифровых наук отмечены на AI Journey 2025

Ученые Института искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук ВШЭ в рамках Международной конференции AI Journey 2025 представили передовые ИИ-исследования с высоким уровнем научной новизны и практической применимости. Научное решение заведующего Научно-учебной лабораторией матричных и тензорных методов в машинном обучении Максима Рахубы получило премию «Лидеры ИИ — 2025». Заведующий Центром глубинного обучения и байесовских методов Айбек Аланов — среди финалистов премии.

«"Образовательные мосты” — место встречи коллег, которые не боятся трудных вопросов»

28–29 ноября в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре пройдет форум «Образовательные мосты: подходы к обучению в старшей школе». Организаторами выступают НИУ ВШЭ и Департамент образования и науки города Москвы. В этом году экспертная программа форума расширена до двух дней и включает в себя вдвое больше образовательных активностей, спикеров и возможностей для нетворкинга.

Ученые НИУ ВШЭ нашли рецепт против выгорания студентов

Исследователи Института образования НИУ ВШЭ показали, сколько времени имеет смысл тратить на учебу, внеучебную активность и личную жизнь, чтобы поддерживать успеваемость в вузе без ущерба для ментального здоровья. Анализ ответов 2753 студентов и их реальных академических показателей выявил точки риска, например избыток домашних заданий, и точки роста: сон, спорт, умеренную вовлеченность в проекты. С учетом полученных результатов ученые подготовили практические рекомендации для студентов и университетов. Работа опубликована в European Journal of Education.