В НИУ ВШЭ прошел Образовательный форум Большого Евразийского партнерства
Форум был организован в рамках Международной партнерской недели НИУ ВШЭ, приурочен к председательству Российской Федерации в органах ЕАЭС и направлен на сопряжение стратегий и инициатив его участников в области образования, науки и технологий. В форуме приняли участие представители 23 стран и более 40 научных и образовательных организаций. Рассказываем о церемонии его открытия и первых двух пленарных сессиях.

На церемонии открытия первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев назвал главной задачей форума построение общего интеллектуального пространства для развития сотрудничества в Большой Евразии в области образования, науки, технологий, цифровизации и различных гуманитарных инициатив. Он напомнил, что НИУ ВШЭ известен как университет с высоким уровнем интернационализации и вовлеченности в международную среду: здесь обучаются более 5 тыс. иностранных студентов, работают сотни международных специалистов, созданы более 50 международных лабораторий под руководством ведущих ученых из разных стран.

Гостей форума также поприветствовала проректор НИУ ВШЭ Виктория Панова: «В качестве связующих звеньев между народами, своего рода посредниками в общении выступают и бизнес, и дипломатические миссии государств, и организации гражданского общества. В нашем случае это университет. И как проректор университета скажу, что нет ничего ценнее устойчивых, долгосрочных и доверительных международных связей».
Вице-президент РАН Степан Калмыков охарактеризовал предстоящий форум как пример объединения людей для обсуждения совместных целей и задач, а также для усиления интеграционных процессов, проходящих на межгосударственном уровне, личными контактами ученых. Заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов добавил, что такие форумы дают возможность не только говорить, слушать и размышлять, но и проектировать будущее развитие народов.
В числе приветствий, направленных участникам форума, было обращение заместителя председателя Правительства России Алексея Оверчука. Он, в частности, поблагодарил Высшую школу экономики за инициативу его проведения: «Уверен, что активная международная позиция университета, проявляемая способность идти в ногу со временем, четко видеть страновые и мировые тренды позволит Вышке стать системообразующим механизмом формирования общего интеллектуального пространства Большой Евразии».
В роли модератора первой пленарной сессии «Укрепляя гуманитарные связи между цивилизациями: на пути к Большой Евразии» выступила Виктория Панова. Она подчеркнула, что Большое Евразийское партнерство (в него входит весь евразийский континент и часть африканского) объединяет самые густонаселенные страны. С начала века ученые, работающие на этом пространстве, удвоили количество публикаций, и, например, страны БРИКС опередили США и страны ЕС по общему числу статей в журналах Scopus.
Спикерами сессии стали представители образовательных систем трех континентов: были представлены Буркина-Фасо, Саудовская Аравия, Бразилия, Киргизия и Узбекистан.

Аджима Тиомбиано, министр высшего образования, научных исследований и инноваций Буркина-Фасо, отметил, что Евразия и Африка должны объединить свои усилия во имя процветания, основу которого составляют наука и образование. По его мнению, благодаря образованию взаимодействуют друг с другом и люди, и цивилизации, а меры, направленные против образования, можно считать «самой опасной войной». Министр считает, что люди не должны подвергаться влиянию консьюмеризма, что им необходимо брать свою судьбу в свои руки и развиваться на основе традиционных ценностей.

Исса Х. Аль Ансари, президент Университета принца Мохаммада бин Фахда (Саудовская Аравия), рассказал об опыте своего вуза по укреплению международных образовательных связей. Он подчеркнул, что саудовские университеты много внимания уделяют продвижению в глобальных рейтингах, и отдельно остановился на сотрудничестве с российскими вузами: «Оно привело к сближению наших стран. Мы высоко ценим сложившуюся модель сотрудничества и надеемся, что оно будет наращиваться».

Роберто Медроно, президент Федерального университета Рио-де-Жанейро, в своем выступлении сделал акцент на развитии высшего образования в странах Глобального Юга. Он считает, что университеты этого региона сталкиваются со сложнейшими вызовами и для их развития необходимы справедливость и равенство в отношениях между странами в противовес установленным правилам. Спикер призвал участников форума к сотрудничеству в сфере образования, которое поможет в реализации проектов Глобального Юга.

Денис Фомин-Нилов, и.о. ректора Кыргызско-российского славянского университета (Киргизия), заявил, что сила человечества заключается в многообразии культур, а любая унификация делает нас слабее, уменьшает способность к выживанию и развитию. По его мнению, в основе академического взаимодействия должен лежать принцип «человек человеку брат». Он также отметил роль Высшей школы экономики в формировании диалоговых пространств и точек роста новых идей, а также в решении давно существующих проблем.
Завершающим на первой пленарной сессии стало выступление Элмурода Хошимова, ректора Банковско-финансовой академии (Узбекистан). Он рассказал о различных аспектах партнерства России и Узбекистана, основанного на принципах взаимного уважения и поддержки. Две страны создали общее образовательное пространство, обеспечили взаимное признание дипломов, совместно реализуют различные программы и инициативы. В частности, Банковско-финансовая академия сотрудничает с НИУ ВШЭ — Пермь и другими ведущими вузами России.

«И теперь важно интенсифицировать наше сотрудничество в рамках Большого Евразийского партнерства», — заключил ректор академии. Затем все участники сессии высказали свои соображения о конкретных путях такого сотрудничества.
Вторая пленарная сессия Образовательного форума, которую также модерировала Виктория Панова, была посвящена единому евразийскому интеллектуальному пространству — партнерству в области образования и науки.
С докладами выступили посол по особым поручениям Большого Евразийского партнерства МИД России и су-шерпа России в «Группе двадцати» Марат Бердыев, генеральный секретарь Гуандунского союза по международному научно-техническому сотрудничеству со странами СНГ (Китай) Го Фэнчжи, бывший вице-канцлер Объединенного института оборонных исследований Индии Ядав Раджендра Сингх, ректор Брестского госуниверситета имени А.С. Пушкина (Белоруссия) Юрий Голубев.

Сессия завершилась выступлением Даниила Бисслингера — заместителя начальника Департамента по вопросам многостороннего международного сотрудничества Управления Президента Российской Федерации по внешней политике и заместителя генерального директора АНО «Дирекция Всемирного фестиваля молодежи». Он рассказал о проведении в марте 2024 года в Сочи Всемирного фестиваля молодежи.
С 25 по 29 сентября в Москве НИУ ВШЭ проводит Международную партнерскую неделю — 2023, которая является ключевым событием в международной жизни университета.
Вам также может быть интересно:
Исследователи изучили, как в малых российских университетах заботятся о студентах
Исследователи из Института образования НИУ ВШЭ провели социологическое исследование в четырех малых неселективных университетах и на основе 135 интервью показали, что в таких вузах забота о студентах имеет двойственную природу. Она объединяет искреннюю помощь с постоянным надзором, напоминая родительскую опеку. Это первое детальное описание того, как формальные и неформальные практики заботы переплетаются в постсоветском образовательном контексте. Исследование опубликовано в British Journal of Sociology of Education.
«Наш результат признан не только в рамках защиты проекта, но и на международном уровне»
В этом году на Европейскую конференцию по ИИ (ECAI 2025) была принята статья Multi-Agent Path Finding For Large Agents Is Intractable второкурсника бакалавриата «Прикладная математика и информатика» (ПМИ) факультета компьютерных наук ВШЭ Артема Агафонова. Работа написана в соавторстве с Константином Яковлевым, заведующим базовой кафедрой «Интеллектуальные технологии системного анализа и управления» ФИЦ ИУ РАН, доцентом ФКН. Как возникла идея написать статью и как удалось попасть на конференцию уровня А, Артем Агафонов рассказал в интервью.
Ученые ВШЭ оптимизировали обучение генеративных потоковых нейросетей
Исследователи факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ улучшили метод обучения генеративных потоковых нейросетей для работы с неструктурированными задачами. Это поможет искать новые лекарства эффективнее. Результаты работы были представлены на одной из ведущих конференций по машинному обучению — ICLR 2025. Текст работы доступен в репозитории Arxiv.org.
«Человеческое существование без математики сегодня трудно, а завтра будет просто невозможно»
Математики всего мира говорят на одном языке и продолжают сотрудничество, несмотря на сложности последних лет. Центр их общения перемещается в Китай, где ученые разных стран встречаются на конференциях и других научных мероприятиях. Сотрудничество с ведущими китайскими университетами перспективно для продолжения прежних и организации новых контактов. Об этом, а также о том, что такое ИИ и почему государство должно сотрудничать с математиками, новостной службе «Вышка.Главное» рассказал заведующий Международной лабораторией зеркальной симметрии и автоморфных форм НИУ ВШЭ Валерий Гриценко.
Вузы разделились на шесть лагерей в отношении к искусственному интеллекту
Каким должно быть образование в эпоху ИИ? Чтобы разобраться, какие есть точки зрения и какие решения уже формируются, команда Института образования ВШЭ весной 2025 года провела серию интервью с проректорами российских университетов. Об итогах этого исследования рассказывает директор института Евгений Терентьев.
«Креативные индустрии»: экспертиза, кейсы и прогнозы
Институт развития креативных индустрий (ИРКИ) факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ выпустил монографию «Креативные индустрии». Издание объединяет исследования, экспертные материалы и практические кейсы по самым важным и актуальным направлениям креативного сектора — от мер поддержки креативных индустрий, стратегии развития креативной экономики, креативного образования, креативного предпринимательства до территориального брендинга, народных промыслов и локальных ремесел.
Как разработать честный тест: зачем нужны параллельные тексты для диагностики дислексии
Исследователи из Центра языка и мозга ВШЭ разработали тест для точной оценки навыков чтения у взрослых — например, до и после занятий с логопедом. Он включает два разных по содержанию, но одинаковых по сложности текста: участники читали их с равной скоростью, делали равное количество ошибок и одинаково понимали смысл. Подобные параллельные тексты позволят точнее диагностировать дислексию и отслеживать прогресс коррекции. Исследование опубликовано в журнале «Вопросы образования».
Ростех и Вышка стали партнерами в сфере инженерной подготовки и научных исследований
Госкорпорация Ростех и Высшая школа экономики заключили соглашение о стратегическом партнерстве в сфере науки и образования. Документ направлен на проведение совместных исследований, подготовку высококвалифицированных кадров и формирование научно-технического задела в интересах высокотехнологичных отраслей России. Кроме того, совместно с московской школой № 58 будет вестись профориентация школьников по направлениям инженерии, ИТ и кибербезопасности.
В Вышке пройдет Международная школа БРИКС: Новое поколение
Открыта регистрация на Международную школу БРИКС: Новое поколение — один из ведущих международных образовательных проектов, ориентированных на молодых лидеров, интересующихся повесткой глобального развития и сотрудничества в рамках БРИКС.
НИУ ВШЭ укрепляет отношения с Пекинским университетом
21 июля в Высшей школе экономики побывала делегация Пекинского университета в составе сорока человек — студентов, преподавателей, административных сотрудников во главе с исполнительным проректором Пекинского университета, директором Высшей школы Пекинского университета в Шэньчжэне Чжан Цзинем. Руководители двух университетов обсудили направления дальнейшего сотрудничества, а представители трех факультетов НИУ ВШЭ провели рабочие встречи с китайскими студентами.