«Вышка не боится рисковать»
В Вышке прошла церемония вручения звания почетного профессора ВШЭ Филиппу Альтбаху, исследователю и эксперту в области международного высшего образования. Он еще в юности занялся изучением образования, потому что считал его важным фактором изменений общества. Можно ли без изменений копировать образовательные модели, хорошо зарекомендовавшие себя в определенных странах? Чем хороши рейтинги и чем нельзя жертвовать ради них? В чем конкурентные преимущества Высшей школы экономики? Об этом профессор Альтбах рассказал в интервью новостной службе ВШЭ.
Нетипичный американец
Я не совсем типичный американец — бакалавриат, магистратуру и PhD-программу я заканчивал в одном университете, в университете Чикаго. И он сильно повлиял на всю мою жизнь. Чикагский университет славится своим выдающимся гуманитарный образованием, так что я получил очень хорошее разностороннее образование.
Кроме того, я человек, который достиг совершеннолетия в 1960-е — в эпоху студенческого политического активизма. Чикагский университет в те времена был весьма левым, и я активно участвовал в студенческом движении, был председателем «Студенческого союза защиты мира» — одной из первых организаций, выступавшей против американской войны во Вьетнаме. Забавный и, пожалуй, самый известный факт моей биографии — я был тем, кто привез символ мира (знак «пацифик» или «крест мира») в Соединенные Штаты. Его придумал английский профессиональный художник Джеральд Холтом специально к «Маршу мира» 1958 года, я после поездки в Англию убедил своих товарищей использовать его как символ нашей организации, а затем он стал символом борьбы против войны во Вьетнаме и символа мира.
Международная «видимость» Вышки значительно выше, чем у любого другого российского вуза
Я всегда считал, что образование важно для социальных изменений. После окончания бакалавриата я продолжил заниматься исследованиями в сфере образования и социальных наук. В какой-то момент я даже думал, а не пойти ли мне изучать школьное образование, но интерес к университетам оказался сильнее.
Россию я впервые посетил в 1964 году, когда мне было 23 года. Меня пригласили как активиста студенческого американского движения на международную встречу студентов. Я встречался с господином Хрущевым лично, пожал ему руку. Позже, когда я уже работал в университете Нью-Йорка, по программе обмена я провел три недели в МГУ. Это была середина 1970-х годов. Я жил в общежитии в очень хорошем номере, правда, из-за отношений между нашими странами в тот момент я мало с кем общался за исключением постоянно сопровождающих меня сотрудников КГБ, и очень много гулял по Москве. Это был очень интересный опыт.
Совместные проекты с Вышкой
Новый этап сотрудничества с Россией начался не так давно и он связан с Вышкой, с проектами, которые ведет Мария Юдкевич. Мария написала мне по поводу исследования, которое мы провели в Центре международного высшего образования в Бостон-колледже. Нашим первым проектом стало изучение экономического аспекта деятельности университетских профессоров — сколько денег они получают и за что. Мы провели пилотное исследование в нашем колледже, а затем начали большой совместный проект с командой Вышки по изучению системы вознаграждения и контрактов в университетах двадцати восьми стран.
По результатам исследования мы опубликовали книгу «Как платят профессорам», сегодня она издана на трех языках (английском, русском, китайском). На сегодняшний день это одна из ключевых работ по системе вознаграждения в образовании.
В образовании нужно быть очень аккуратными, нельзя просто взять что-то и скопировать
С того момента в сотрудничестве с Лабораторией институционального анализа ВШЭ, которую возглавляет Мария, и при финансовой продержке Вышки мы сделали еще несколько проектов и опубликовали по ним книги. Один был посвящен молодым преподавателям, второй — инбридингу (анализу ситуации, когда среди профессорско-преподавательского состава каждого вуза преобладают его же выпускники), скоро выйдет наша новая книга о влиянии рейтингов на университеты в разных странах. Все эти темы были предложены вышкинскими коллегами, и они отражают те процессы, которые сегодня происходят в российском образовании, но нам они также интересны. Мы провели несколько конференций в Москве и Бостоне. С прошлого года в Вышке начал издаваться журнал «Международное высшее образование» — русскоязычная версия издания «International Higher Education», которое мы готовим в Бостонском колледже (он выходит еще на пяти языках).
Как результат нашей совместной работы с ЛИА в мае прошлого года появился HERB (Higher Education in Post-Soviet Area, or Higher Education in Russia and Beyond) — оригинальное русскоязычное приложение к журналу, в фокусе которого проблемы, тренды и лучшие практики в высшем образовании на территории стран бывшего СССР.
Вышка на пути в 5-100
Вышка входит в число участников программы 5-100, задача которой вывести ведущие российские вузы в сотню лучших университетов мира. Я принимал участие в работе международного комитета по отбору российских вузов в эту программу, посещал многие из них, и сейчас вижу, как развиваются те или иные университеты.
По моим личным наблюдениям Вышка начала свой путь модернизации раньше, чем остальные. Многое из того, что заложено в дорожных картах вузов в рамках программы 5-100, ВШЭ уже делает давно, и делает успешно. И понятно почему. Высшая школа экономики создавалась уникальной молодой командой во главе с Ярославом Кузьминовым как университет нового типа, в котором изначально все будет строиться по лучшим мировым стандартам. У вас с самого начала все было инновационным, в лучшем смысле этого слова. И я вижу, что этот драйв сохранился в университете: Вышка не боится рисковать, проводить сложные административные реформы, модернизировать учебные программы, поощрять своих исследователей на решение глобальных задач.
Я уже говорил на заседании МКК, что когда я открываю «Нью-Йорк Таймс» или другую газету, в которой опубликована статья о России, я всегда вижу, что там цитируют кого-нибудь из ВШЭ. Международная «видимость» Вышки значительно выше, чем у любого другого российского вуза, включая МГУ и МГИМО. В какой-то степени это связано с тем, что изначально у Вышки «интернациональное сознание», здесь хорошо знают английский язык, есть интерес к тому, что происходит в мире, готовность экспериментировать с различными идеями, смотреть, как они работают в российском контексте. Хотя это отдельный разговор про то, как идеи или модели, работающие в одних странах, могут быть использованы в других. Особенно в образовании, здесь нужно быть очень аккуратными, нельзя просто взять что-то и скопировать.
Университеты должны уважать работы, которые публикуются на языке своей страны
Вышка очень чувствительна к новому, к тому, что станет или становится трендом, например, она является пионером во внедрении в образовательный процесс MOOCs (открытых онлайн-курсов). Очевидно, что это будет одно из важнейших направлений образования в ближайшем будущем во всем мире. Несмотря на то, что Вышка очень сильно выросла за эти 20 лет, вы стараетесь уйти от традиционной для России бюрократической организации, управляемой сверху вниз.
Планы на будущее
У меня выходит несколько книг в следующем году. Одна из них посвящена высшему образованию в США. Это книга, которую я писал в соавторстве с коллегами, фактически это учебник для программ, готовящих исследователей высшего образования. В США в отличие от России уже сформировалось профессиональное поле «исследования образования», и многие люди, занимающие административными процессами в университетах, имеет мастерские и докторские степени в сфере высшего образования. У нас около 250 программ такого рода, и как раз в Бостонском университете — одна из самых известных. Вторая книга — сборник разных работ, связанных с международными аспектами в сфере высшего образования.
«Англоязычный империализм»
Действительно, английский язык сегодня — это основной язык большинства ведущих журналов, которые учитываются в рейтингах.В связи с этим очевидно, что давление на профессоров во всех (неанглоязычных) странах будет расти — за публикациями на английским стоят рейтинги, известность. Но это не значит, что не должно быть публикаций на национальных языках, работы по истории России или истории Китая должны публиковаться на русском и китайском языках соответственно. Нужно быть осторожным, вынуждая всех публиковать на английском языке обо всем. Университеты должны уважать работы, которые публикуются на языке своей страны.
В случае с Россией, это еще и язык на котором говорит научное сообщество многих постсоветских стран, есть огромное академическое пространство, где будут востребованы качественные статьи на русском языке.
В Латинской Америке, например, очень многие сопротивляются англоязычному «империализму» в научных публикациях по политическим причинам, в силу многолетней история борьбы с колониальным влиянием и с властью Севера (Соединенные Штаты). В общем, я хочу сказать, что это не простой вопрос, и в каждой стране нужно искать свои решения.
Когда ученые не понимают местный контекст
Несмотря на то, что я писал работы о китайской системе высшего образования, не могу сказать, что я специалист по этой теме. Я не говорю по-китайски, и не все понимаю в функционировании китайского общества и культуры в целом. Но я давно в этом деле, и как мне кажется, у меня есть чутье, которое позволяет мне учитывать национальный контекст при проведении исследований. Многие ученые (особенно американцы, которые часто не имеют никакого представления об остальном мире) думают, что наличие отлично работающей методологии снимает вопрос частных, в данном случае национальных, различий. Мне никогда не был близок такой подход. Поэтому, возможно, я работаю так долго. Я много написал об индийском образовании, но я жил и работал там, изучал язык (хотя в Индии как раз система высшего образования практически полностью англоязычная). Я бы никогда не стал писать подробно о стране (кроме, может быть, некоторых кратких замечаний), не зная ее языка и не пожив в ней достаточно времени.
Резюме: что важно
Есть несколько ключевых вещей, которые важны для тех, кто хочет построить успешный исследовательский университет. Во-первых, механизм управления вузом должен подразумевать участие факультетов в принятии решений относительно распределения ресурсов, и оно должно быть продуманным и последовательным. Во-вторых, в вузе должна царить академическая свобода. В-третьих, в университете не допустима коррупция (и для некоторых российских вузов это большой вызов). Руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, равно как и отбор студентов должен происходить на основе их способностей.
Беседовала Людмила Мезенцева
Альтбах Филипп Дж.
Член Международного консультативного комитета
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ
Юдкевич Мария Марковна
Проректор ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.
Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии
Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.
Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование
Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.
Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной
Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.