Конкурентная среда и партнерство: Инобр ВШЭ проанализировал систему допобразования
Институт образования НИУ ВШЭ представил анализ системы дополнительного образования детей, основанный на данных федеральной статистики и опросах 4 тысяч участников. Выводы экспертов подчеркивают тенденции развития допобразования и его роль в современной системе образования. Результаты исследования опубликованы в последнем выпуске журнала «Современная аналитика образования», №3 (71).
В работе исследователи использовали данные Мониторинга экономики образования, проведенного НИУ ВШЭ в 2022/23 учебном году.
Участие в опросе, охватившем восемь федеральных округов РФ, приняли:
1140 руководителей организаций дополнительного образования (ОДО);
1858 педагогов, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях дополнительного образования;
1910 родителей, дети которых посещают ОДО.
Один из важных выводов: родители ищут в дополнительных занятиях ключ к гармоничному развитию и навыкам работы в команде для своих детей.
В выпуске представлены результаты анализа, которые показывают существенную трансформацию сферы дополнительного образования. Эти изменения имеют большое значение в контексте разнообразия этой системы и ограниченности изучения ее аспектов. Исследование подтверждает, что благодаря внедрению целевой модели развития региональных систем дополнительного образования эта сфера вышла из состояния застоя, в котором находилась в первом десятилетии XXI века.
Реализация мер на федеральном и региональном уровнях по увеличению охвата детей и молодежи программами дополнительного образования позволила расширить потенциал для удовлетворения запросов семей, государства и адаптации к социальным и технологическим изменениям — к такому заключению пришли исследователи.
В настоящее время востребованность дополнительного образования со стороны детей и родителей растет. Интерес прежде всего связан с запросом на гармоничное развитие личности ребенка, его самостоятельности и креативности, раскрытие его талантов, формирование умения общаться, укрепление здоровья.
При этом вопросы из экономической области вызывают меньший интерес у родителей: только 6,2% семей считают важным результатом допзанятий развитие у детей предпринимательских навыков и лишь 8% — развитие их финансовой грамотности.
Константин Анчиков
«Больше 90% родителей отмечают высокую степень удовлетворенности дополнительными занятиями ребенка, хотя платить за занятия или тратить на них больше родители готовы только при условии появления современного учебного оборудования и инвентаря. Такая высокая степень удовлетворенности при очевидной фиксации материальных дефицитов может объясняться приоритетами родителей: наличие хорошей материально-технической базы они не считают ключевым фактором при выборе организаций дополнительного образования», — отмечает исследователь Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского НИУ ВШЭ Константин Анчиков.
Более 84,73% опрошенных родителей согласны, что дополнительные занятия не мешают школьному обучению, и не считают повышение успеваемости в школе целью дополнительного образования. Они ищут в содержании, форматах и педагогах то, чего не получают в школе: мотивацию, интерес, позитивные эмоции и доверительные отношения. Важно отметить, что занятия по программам дополнительного образования оказывают существенное влияние на освоение школьной программы и помогают компенсировать ее недостатки.
Татьяна Мерцалова
«Мы видим готовность руководителей организаций допобразования взаимодействовать и включаться в совместную работу с другими образовательными организациями, в первую очередь со школами. Существующую конкурентную среду в большей степени ощущают руководители частного сектора — более 90% опрошенных, в то время как почти половина руководителей государственных организаций считают, что у них нет конкурентов. Развитие частного сектора может опираться на переход от конкуренции к партнерству», — считает ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского НИУ ВШЭ Татьяна Мерцалова.
Ключевой темой обсуждения в контексте дополнительного образования остается его разнообразие и разнородность. Высокая степень дифференциации внутри системы определяет необходимость разработки гибкой системы поддержки и стимулирования организаций дополнительного образования.
«Неоднородность отличает сектор дополнительного образования в большей степени, чем все другие сектора образования. Не стоит впадать в иллюзию, что на разных территориях мы можем встретить провайдеров дополнительного образования, которые включатся в конкуренцию между собой за детей, и это будет стимулировать качество», — подчеркнул директор Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий.