НИУ ВШЭ стал обладателем премии AI Awards за применение ИИ в образовании
15 мая в Центре событий РБК прошла церемония вручения премии в области ИИ, победителей которой определила нейросеть, — AI Awards 2025. Победители были названы в 10 номинациях, и лидером в номинации «ИИ в образовании» стала Высшая школа экономики.
Премия AI Awards, организованная Big Data & AI (командой по развитию ИИ и больших данных) «Билайна», вручается второй год подряд. Она уже вышла за рамки награждения ИИ-разработчиков и стала местом концентрации передовых технологий, площадкой для демонстрации достижений в области ИИ и обмена опытом.
Как сообщил Константин Романов, директор по искусственному интеллекту и цифровым продуктам «Билайна», в этом году рейтинг формировался на основе анализа 1,6 млн публикаций из СМИ и открытых источников на тему ИИ.

«Сбором и первичной обработкой данных занималась компания — разработчик одноименной системы мониторинга и анализа соцмедиа и СМИ Brand Analytics. В рейтинге учитывались данные по 85 регионам, 42 персоналиям, 69 федеральным органам исполнительной власти и 1045 организациям, 531 из которых попала в рейтинг», — пояснил Константин Романов.
НИУ ВШЭ стал победителем в номинации «ИИ в образовании» за множество разработок в этой сфере. Например, одна из последних — алгоритм автоматизированной проверки заданий, который сокращает время проверки на 40%, частично заменяет рутинный труд, повышает эффективность образовательного процесса. Этот проект вошел в топ-5 вузовских ИИ-решений и был отмечен как один из самых практически значимых в сфере образования.
«Наша большая команда ежедневно кирпичик за кирпичиком создает будущее образования. Это признание — очередное подтверждение, что мы на верном пути. Всего пару недель назад мы получили высшую оценку среди вузов в рейтинге по искусственному интеллекту, а сегодня — новая награда. Но главное — мы не соперники. Вместе с коллегами из других университетов мы работаем ради общего блага — развития науки, исследований и образования», — отметил заместитель декана факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Сергей Карапетян.
Обладателями премии также стали Сбер (номинации «ИИ в банках» и «ИИ в импортозамещении»), «Росатом» («ИИ в промышленности»), «Лаборатория Касперского» («ИИ в кибербезопасности»), Пермский край и Нижегородская область («Регионы. Вклад в развитие ИИ») и другие.
Вам также может быть интересно:
«Наш результат признан не только в рамках защиты проекта, но и на международном уровне»
В этом году на Европейскую конференцию по ИИ (ECAI 2025) была принята статья Multi-Agent Path Finding For Large Agents Is Intractable второкурсника бакалавриата «Прикладная математика и информатика» (ПМИ) факультета компьютерных наук ВШЭ Артема Агафонова. Работа написана в соавторстве с Константином Яковлевым, заведующим базовой кафедрой «Интеллектуальные технологии системного анализа и управления» ФИЦ ИУ РАН, доцентом ФКН. Как возникла идея написать статью и как удалось попасть на конференцию уровня А, Артем Агафонов рассказал в интервью.
Ученые ВШЭ оптимизировали обучение генеративных потоковых нейросетей
Исследователи факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ улучшили метод обучения генеративных потоковых нейросетей для работы с неструктурированными задачами. Это поможет искать новые лекарства эффективнее. Результаты работы были представлены на одной из ведущих конференций по машинному обучению — ICLR 2025. Текст работы доступен в репозитории Arxiv.org.
Ученые смоделировали работу суперконденсатора на уровне отдельных молекул и ионов
Ученые НИУ ВШЭ с помощью моделирования на суперкомпьютере изучили, что происходит с ионами и молекулами растворителя с водой внутри нанопор суперконденсатора. Результаты показали, что даже очень малое количество воды меняет распределение заряда внутри нанопор и влияет на то, сколько энергии может накопить устройство. Такой подход позволяет предсказывать поведение суперконденсаторов при разных составах электролита и условиях влажности. Исследование опубликовано в журнале Electrochimica Acta. Работа выполнена в рамках гранта РНФ.
Студенты и аспиранты НИУ ВШЭ приняли участие в Международной летней школе Пекинского университета
В июле в Пекинском университете проходила ежегодная летняя школа по квантовой молекулярной динамике, которая в этом года перешла на международный уровень. Ее первыми иностранными гостями стали студенты и аспиранты МИЭМ НИУ ВШЭ. У них была обширная образовательная программа, им также удалось посетить лабораторию оптоэлектронных материалов и энергетических приборов.
В НИУ ВШЭ стартовал СТП «Национальный центр социально-экономического и научно-технологического прогнозирования»
Стратегический технологический проект нацелен на создание и внедрение технологий системного анализа и прогнозирования в интересах государства, бизнеса и общества для обеспечения технологического лидерства, суверенитета и безопасности России.
Вузы разделились на шесть лагерей в отношении к искусственному интеллекту
Каким должно быть образование в эпоху ИИ? Чтобы разобраться, какие есть точки зрения и какие решения уже формируются, команда Института образования ВШЭ весной 2025 года провела серию интервью с проректорами российских университетов. Об итогах этого исследования рассказывает директор института Евгений Терентьев.
Новые модели изучения заболеваний: от чашки Петри до органов-на-чипе
Биологи из НИУ ВШЭ совместно с исследователями из НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова используют новейшие микрофлюидные технологии для изучения преэклампсии — одного из самых опасных осложнений беременности, которое угрожает жизни и здоровью матери и ребенка. В статье, опубликованной в BioChip Journal, они рассмотрели современные клеточные модели, включая передовые технологии «плацента-на-чипе», позволяющие глубже понять механизмы заболевания и разработать эффективные лекарства.
В НИУ ВШЭ запущены стратегические технологические проекты
Стратегические технологические проекты Высшей школы экономики реализуются в интересах достижения целевой модели развития университета и предусматривают формирование пула инновационных продуктов и услуг. Они сформированы по трем направлениям: социально-экономическое и научно-технологическое прогнозирование, технологии связи 6G и искусственный интеллект.
Как разработать честный тест: зачем нужны параллельные тексты для диагностики дислексии
Исследователи из Центра языка и мозга ВШЭ разработали тест для точной оценки навыков чтения у взрослых — например, до и после занятий с логопедом. Он включает два разных по содержанию, но одинаковых по сложности текста: участники читали их с равной скоростью, делали равное количество ошибок и одинаково понимали смысл. Подобные параллельные тексты позволят точнее диагностировать дислексию и отслеживать прогресс коррекции. Исследование опубликовано в журнале «Вопросы образования».
Ростех и Вышка стали партнерами в сфере инженерной подготовки и научных исследований
Госкорпорация Ростех и Высшая школа экономики заключили соглашение о стратегическом партнерстве в сфере науки и образования. Документ направлен на проведение совместных исследований, подготовку высококвалифицированных кадров и формирование научно-технического задела в интересах высокотехнологичных отраслей России. Кроме того, совместно с московской школой № 58 будет вестись профориентация школьников по направлениям инженерии, ИТ и кибербезопасности.