Гости на собственном рынке
14 июня прошел очередной совместный семинар Института развития образования ВШЭ и Экспертной группы № 8 по доработке Стратегии-2020 «Новая школа». С докладом «История детских товаров в России и новые образовательные социальные проекты» выступил председатель правления Ассоциации индустрии детских товаров Станислав Наумов.
На семинарах Института развития образования (ИРО) неоднократно говорилось о том, что общеобразовательная школа перестает быть ключевым институтом социализации — возникают новые, масштабные институты, роль которых достаточно заметна. Один из них — детские индустрии. Как заметил научный руководитель ИРО Исак Фрумин, «кукла Барби в формировании женского образа имела большее значение, чем проповеди мам, бабушек и учителей».
Рынок детских индустрий — это не только игрушки, но и любые товары, услуги для детей, в том числе одежда, обувь, питание, развлечения. У этого рынка есть свои особенности. Во-первых, на нем два потребителя, которые одновременно принимают решение о покупке, — взрослый и ребенок. Во-вторых, ограниченный срок пользования товаром: например, из одежды ребенок быстро вырастает.
По данным Ассоциации индустрии детских товаров, сообщил С.Наумов, российская семья в среднем тратит на ребенка около 3800 рублей в месяц, средний годовой чек на игрушку — 110 долларов. И это не предел, если сравнивать Россию со странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), где траты на детей гораздо больше. Товары и услуги для детей — это последнее, на чем решаются экономить взрослые. Показателен в этом отношении был недавний кризис: единственный сегмент рынка, который не «упал» за время кризиса, — это детские товары. «Китайские коллеги даже нарастили объем присутствия на нашем рынке на 4 процента, — рассказал Станислав Наумов. — Российские производители снизили объем выпуска производимой продукции. В целом же рынок не среагировал — не сжался».
Виктор Болотов и Исак Фрумин |
По мнению президента Ассоциации индустрии детских товаров Антонины Цицулиной, мы конкурентоспособны «в блоке креатива», умеем создавать образовательные среды: «Все программы для семейных детских садов в Израиле сделаны игротехниками, которые уехали из нашей страны. Настольные игры в Германии имеют русские корни. То же самое в Америке. Русская школа головоломок известна в мире, наш изобретатель головоломок недавно заключил контракт с Китаем, и там начинают производить русские головоломки».
В ходе обсуждения доклада член Общественной палаты РФ, директор частной школы «Наследник» Любовь Духанина вспомнила, как сама пробовала заниматься производством игрушек. Она выкупила у семьи Образцовых права на игрушку «Театр», запатентовала ее, выпустила промышленный образец и первую партию. Распродав за месяц половину этой партии, вторую половину она решила раздарить друзьям, поскольку поняла, что «никогда в жизни» больше не будет этим заниматься: объем инвестиционных средств предпринимателю оказался не под силу.
Любовь Духанина считает, что необходимо создавать механизмы поддержки отечественного производителя: государство должно быть в этом заинтересовано еще и потому что игрушка — это первичный способ национальной идентификации ребенка. Не стоит недооценивать роль первых игрушек в жизни ребенка. Что это будет — японский электронный «Тамагочи», виртуальная смерть которого, как говорят психологи, может нанести ребенку психологическую травму, или пресловутая кукла Барби? Также нельзя упускать из виду и вопрос безопасности. Причем необходимы не только технические регламенты на производство, но и общественно-профессиональная экспертиза, результаты которой должны быть известны при покупке, например, компьютерной игры. Впрочем, Исак Фрумин усомнился в эффективности государства в вопросе поддержки отечественных производителей. «Как только у государства появились деньги, оно сразу стало вкладывать их в продвижение «правильных» образов. Я видел диски, фильмы патриотического содержания. Но они не «берутся», сколько бы в их производство ни вложили. С трудом могу представить, как решать эти задачи».
Производители испытывают трудности и в тех случаях, когда выходят напрямую на образовательные учреждения. По словам Антонины Цицулиной, система образования «не умеет закупать» интересные продукты — педагогов этому никто не учит. Даже в ситуации, когда в системе образования появляются деньги, а значит, и возможности для создания современной образовательной среды, например, воспитатели детских садов не готовы работать с инновационными продуктами — «боятся их на уровне бессознательного». Как заметил директор Центра социально-экономического развития школы ИРО Сергей Косарецкий, система образования не в состоянии сформулировать какой-либо заказ «детским индустриям» и не может выступать субъектом экспертизы. Реальных исследований и знаний в этой области нет, приходится опираться на представления прошлого века.
Елена Кузнецова, специально для Новостной службы портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Вам также может быть интересно:
«Самое правильное в кризис — дать людям возможность учиться»
В интервью РБК ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов рассказал о проблемах российской экономики, «Стратегии-2030», состоянии сферы высшего образования и том, в каком направлении ее следовало бы развивать.
Каким должно стать школьное образование к 2020 году?
22-23 апреля в Ярославле состоялся третий международный форум «Евразийский образовательный диалог», одним из организаторов которого стала Высшая школа экономики. Эксперты обсуждали проблемы развития системы дополнительного образования детей, ориентиры федеральной и региональной политики в школьном образовании на период до 2020 года, другие вопросы.
Дмитрий Медведев обсудил с экспертами ВШЭ новые вызовы социально-экономической политики
2 апреля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев принял участие в работе круглого стола «Инновация и социальная политика в новых условиях» в рамках XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества».
Как обеспечить рост экономики
Новая модель развития экономики России требует изменения институциональной среды и делового климата. НИУ ВШЭ и РАНХиГС опубликовали книгу о результатах экспертной работы в рамках «Стратегии-2020».
«Наверняка вы видите то, чего не видим мы»
1 марта в РИА Новости состоялось обсуждение промежуточных результатов работы исследовательской группы «Молодежная стратегия — 2020», общественного проекта, в рамках которого представители молодого поколения предлагают идеи развития страны в дополнение к Стратегии-2020.
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов указом Президента РФ награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Вся правда о детстве
15 июня в Высшей школе экономики состоялась научно-практическая конференция «Детство 2.0: среда и инфраструктура».
Уровень и качество жизни
Работа экспертных групп по совершенствованию Стратегии-2020 перешла в стадию самоорганизации. На заседании экспертов, состоявшемся 5 июня в Высшей школе экономики, начато формирование экспертной группы по направлению «Уровень и качество жизни».
Награды Правительства экспертам Стратегии-2020
За заслуги в работе по подготовке предложений по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года ряд экспертов ВШЭ удостоены правительственных наград.
Медведев наградил экспертов Стратегии-2020
За организацию работы экспертных групп по подготовке предложений по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года и большой личный вклад в экспертно-аналитическую работу Президент России наградил в числе других экспертов ученых Высшей школы экономики.