«Измерения в психологии и образовании»
В этом году магистерской программе ВШЭ «Измерения в психологии и образовании» исполняется три года. О том, чего удалось достичь за это время, рассказывают соруководитель программы Юлия Тюменева, преподаватель Елена Карданова и выпускник Дмитрий Аббакумов.
Магистерская программа «Измерения в психологии и образовании» была открыта в 2010 году на базе факультета психологии НИУ ВШЭ и Института развития образования НИУ ВШЭ в ответ на имеющийся в России дефицит специалистов в сфере образовательного тестирования и оценки профессиональных компетенций. Это первая и пока единственная в России программа, которая готовит сегодня высококвалифицированных специалистов в области разработки тестов и количественного анализа данных. Главным партнером и консультантом в разработке учебного плана программы стал Массачусетский университет — Центр оценки качества образования (Амхерст, США) — мировой лидер в области психометрики и разработки тестов.
В первый год существования магистерской программы, она мало кому была известна. Сегодня о ней знают не только в Москве, но и далеко за ее пределами. Наши специалисты пользуются большим спросом, со многими регионами России запущены прикладные исследовательские проекты, в которых принимают участие преподаватели, магистранты и выпускники программы.
— Если вспомнить, с чего начиналась программа, и сравнить с сегодняшним днем, что изменилось, каких результатов удалось достичь?
Юлия Тюменева: Во-первых, у нас появился новый партнер — Стэнфордский университет, США. Главным результатом сотрудничества явилось открытие в 2012 году Международной лаборатории анализа образовательной политики под руководством профессора Мартина Карноя. Основными партнерами лаборатории также стали колледжи образования Пекинского и Лондонского университетов. Деятельность лаборатории направлена на исследование важных процессов и насущных проблем российского образования, на оценку его положительных и отрицательных сторон. Преподаватели и студенты магистерской программы активно принимают участие в исследованиях лаборатории, также сотрудничество со Стэндфордским университетом помогает нашим преподавателям и студентам готовить публикации для лидирующих американских и европейских журналов.
В первый год существования магистерской программы, она мало кому была известна. Сегодня о ней знают не только в Москве, но и далеко за ее пределами. Наши специалисты пользуются большим спросом, со многими регионами России запущены прикладные исследовательские проекты, в которых принимают участие преподаватели, магистранты и выпускники программы. Например, сейчас на стадии завершения находится межрегиональный проект по разработке теста, который позволяет оценить индивидуальный прогресс ребенка в области овладения конкретным учебным предметом.
Елена Карданова: Сегодня можно говорить о повышении значимости нашей магистерской программы и в стенах родного университета. Скажем, студенты и выпускники программы активно участвуют в проекте по разработке контрольно-измерительных материалов (КИМ) к образовательным стандартам НИУ ВШЭ. В рамках данного проекта они оказывают помощь преподавателям — разработчикам КИМ в проведении апробаций и статистической обработке ее результатов. Также совместно с методическим управлением НИУ ВШЭ нами были разработаны специальные шаблоны оформления спецификации теста, оформления самого теста, а также анализа данных в рамках классической теории тестирования. В этом году мы приступили к разработке банков заданий для компьютерного адаптивного тестирования. Пока это пилотный проект, к участию в котором также активно привлекаются магистранты.
Сейчас продолжаю исследования в аспирантуре, а вместе с Инновационным центром НИУ ВШЭ мы работаем над патентованием алгоритма адаптивного обучения и выводом его на международный рынок.
Дмитрий Аббакумов: Как выпускник, а теперь и преподаватель программы хочу отметить, что обучение в магистратуре сформировало мои цели и интересы в жизни. Интересоваться вопросами компьютерного тестирования и электронного обучения я начал еще до поступления в магистратуру. В течение двух лет руководил проектом в этой области в компании «Роснефть». Однако именно обучение на программе открыло для меня что-то новое. Во-первых, я увлекся преподавательской деятельностью и по окончании магистратуры разработал курс «Теория и практика компьютерного тестирования», который сегодня читаю студентам. Во-вторых, у меня возрос интерес к исследовательской и инновационной деятельности. При написании магистерской диссертации я разработал алгоритм адаптивного обучения, позволяющий выстраивать индивидуальную траекторию обучения для каждого учащегося, отталкиваясь от его способностей и подготовленности. Сейчас продолжаю исследования в аспирантуре, а вместе с Инновационным центром НИУ ВШЭ мы работаем над патентованием алгоритма адаптивного обучения и выводом его на международный рынок.
— Для того чтобы поступить на программу, нужно ли обладать какими-то специальными знаниями?
Юлия Тюменева: Конечно, предпочтение мы отдаем людям, которые пришли из областей социальных наук и образования, но никаких ограничений для остальных мы не делаем. Чтобы поступить на магистерскую программу, необходимо иметь бакалаврскую степень и знать английский язык на хорошем уровне. Всему остальному мы обучим сами. Знание языка обязательно, потому что 90% наших учебных материалов — на английском языке. Набор на программу по-прежнему осуществляется на бюджетной (20 мест) и коммерческой основе.
Анастасия Чумак, корреспондент новостной службы портала ВШЭ
Карной Мартин
Вам также может быть интересно:
Психологи из НИУ ВШЭ узнали, как любовь к животным влияет на отношения с людьми
Ученые из НИУ ВШЭ выявили связь между привязанностью к домашним питомцам и отношением к природе и другим людям. Выяснилось, что чем сильнее радость от общения с питомцем, тем больше желания помогать людям, однако любовь к животным не всегда связана с заботой о природе. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Psychology and Society.
НИУ ВШЭ открывает новую программу microdegree «Исследователь в EdTech»
Институт образования Высшей школы экономики в партнерстве с компанией Skyeng анонсировал запуск новой образовательной программы «Исследователь в EdTech: data-driven-подход для цифровых образовательных продуктов». Новый курс, призванный подготовить специалистов по комплексному анализу пользователей и рынка в сфере образовательных технологий, рассчитан на 9 месяцев и завершается присвоением microdegree.
Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования
НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.
НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн
Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.
Психологи научились измерять мечты россиян
Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».
Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО
Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.
НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики
Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).
НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников
НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.
ВШЭ запустила маркетплейс ДПО
Высшая школа экономики запустила инновационный цифровой проект — маркетплейс дополнительного профессионального образования. Сейчас на витрине маркетплейса размещены более 700 программ ДПО Вышки, в дальнейшем планируется привлечение программ ДПО других российских вузов.
Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы
Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.