Вышка стала площадкой фестиваля НАУКА 0+ для школьников и студентов
В сентябре — декабре во всех регионах страны проходит Всероссийский фестиваль НАУКА 0+. 11 октября корпус НИУ ВШЭ на Покровском бульваре стал фестивальной площадкой, которая получила название «Человек и цифровое общество». Интеллектуальные и менеджмент-игры, квизы и открытые лекции — самые разные активности ждали своих участников.
В центральном атриуме корпуса устроили интерактивную выставку «Лаборатория ArtMedia&Science», где наука преобразовывалась в объекты искусства с помощью аудиальных и визуальных форм. Тут были представлены игра Fairypunk и генеративно-нейросетевой игровой движок Claw Engine, а также студенческая инди-студия МИЭМ НИУ ВШЭ Bear Head Studio, предлагавшая принять участие в экономической менеджмент-игре в жанре тайкун.
В пространстве лаборатории 3D-печати МИЭМ НИУ ВШЭ SnailLab проходила демонстрация работы 3D-принтера и квиз с призами, а в зоне интеллектуальных игр от олимпиад Вышки гостям было предложено размять мозги с помощью игр самых разных форматов, например большой дженги высотой 1,5 метра. Помимо этого, в рамках мероприятия был также представлен стенд факультета географии и геоинформационных технологий, где проходил квиз о географических особенностях субъектов РФ от Лаборатории современной школьной географии и краеведения. Приятным бонусом стал сладкий и соленый попкорн, которым можно было угоститься бесплатно.
«Я сегодня пришел, поскольку тема цифрового общества для меня интересна и полезна. Уверен, что смогу получить тут полезную информацию, — говорит Иван Сонин, ученик 11-го класса гимназии №2 города Раменское. — Я уже бывал в НИУ ВШЭ на Дне открытых дверей, очень понравилось, загорелся этим университетом, душа к нему лежит. В будущем планирую поступить в Вышку на медиасферу — коммуникации или продюсирование».
Александра Морозова, одноклассница Ивана, тоже была рада посетить фестиваль в университете: «Атмосфера здесь приятная, я планирую поступать в Вышку на факультет экономических наук. Такие мероприятия однозначно важны: школьники могут больше узнать и посмотреть, как выглядит вуз, пообщаться со студентами».
Креативные индустрии в век цифры
Помимо основной экспозиции, гости могли посетить и лекции в Профессорском клубе. Первым спикером стала Виктория Боос, заведующая отделом «Лаборатория исследования креативных индустрий» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, с темой «Эволюция креативных индустрий в пространстве цифровых технологий». Спикер подробно остановилась на том, как современные технологии влияют на жизнь людей, повседневные привычки, работу и способы коммуникации.
«Креативная индустрия — это те виды деятельности, которыми занимаются представители креативного класса. Сюда входят художественное творчество, фотосъемка, реклама, ювелирное дело, архитектура, издательство, дизайн и многое другое», — пояснила Виктория Боос. Она рассказала, что, по оценкам, доля креативных индустрий в мировом ВВП на 2022 год составила 3,1%, в ВВП России эта доля на 2023 год — 3,5%. Мировой экспорт креативных услуг в 2022 году достиг 1,4 трлн долларов.
«Креативные индустрии никогда бы не появились, если бы не было новых технологий, — уверена Виктория Боос. — Все началось в XV веке с изобретения ксилографии, которая давала технологию тиражирования, когда какое-то красивое изображение наносилось на листы при помощи деревяшки. Именно тогда любой бюргер смог повесить у себя дома гравюру и приобщиться к прекрасному за небольшие деньги. И в этом вся суть креативных индустрий: с появлением какой-то технологии они приносят культуру в каждый дом».
Образование для всех и всегда
Ирина Кедровская, руководитель бренд-платформы IQ Media НИУ ВШЭ, прочитала лекцию по теме «Как образование помогает оставаться молодым». Она рассказала о том, что дает непрерывное образование, когда человек учится всегда, независимо от возраста и положения в обществе. «Из-за высокого темпа и общей загруженности на работе и дома жизнь после 50+ только начинается, потому что освобождается больше времени на себя и свое развитие», — говорит Ирина Кедровская. В своем выступлении эксперт представила результаты исследования Лаборатории непрерывного образования взрослых НИУ ВШЭ. Они показали, что большинство пожилых людей успешно изучают цифровые технологии и сдают экзамены по таким сложным дисциплинам, как веб-дизайн.
Ирина Кедровская
«Образование — это всегда личное развитие, — уверена Ирина Кедровская. — С философской точки зрения обучение — не то, что помогает оставаться именно молодым, а скорее то, что позволяет быть нужным и востребованным. С точки зрения науки получение знаний и обретение навыков создает новые нейронные связи, что не дает мозгу стареть. В этом смысле образование становится таблеткой для продления молодости, то есть жизнеспособности мозга».
Игры и разработчики
Илья Семичаснов, руководитель мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы» МИЭМ НИУ ВШЭ, CEO Bear Head Studio, выступил с лекцией «Как попасть в геймдев и остаться с волосами на голове». Он на личных примерах рассказал, как непросто стать частью сообщества разработчиков игр. «История становления Bear Head Studio тому доказательство: за четыре года мы не просто выросли в масштабах, но и, помимо ИТ-продуктов и игр, которые ежегодно выпускаем в массы, мы еще развиваем техническое образование в области разработки игр, являясь ведущими игроками в этом вопросе», — отметил он.
Илья Семичаснов
По мнению спикера, в геймдев попадают только те, кто доводит свои идеи до логического конца, выпуская их на профильных площадках и набирая комьюнити игроков или других разработчиков. «Это относится как к разработке игр, так и к разработке ПО для создания игр», — считает Илья Семичаснов.
Лекционная программа также включала выступления «Мозг против фейков: как мы верим и сопротивляемся дезинформации» Элианы Монаховой, стажера-исследователя Центра нейроэкономики и когнитивных исследований Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ, и «Почему люди боятся технологий» Альбины Галлямовой, стажера-исследователя Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ.
Отдельный лекторий представили спикеры «Научных боев»:
«Грибы на службе человечества: от антибиотиков до гастрономических изысков» — Анна Шестакова, выпускница НИУ ВШЭ, финалистка VI сезона;
«Кино, впечатление, действие: как фильмы и сериалы влияют на нас и помогают решать социальные проблемы» — Милана Файзеева, студентка 2-го курса магистратуры «Кинопроизводство» НИУ ВШЭ, финалистка VII сезона;
«Химический конструктор: как собрать лекарство» — Александра Владимирова, студентка 2-го курса ОП «Химия», участница II полуфинала VII сезона.
Впечатлениями от фестиваля поделились первокурсники образовательной программы «Медиакоммуникации» факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.
Никита Богданов
— Я вышел из библиотеки на запах попкорна — и уже поучаствовал в конкурсе на стойке олимпиад Вышки, получил две наклейки — за подписку на сообщество и за ответы на интеллектуальные вопросы. Говорят, что позднее в ВК в комментариях сообщества будут определять победителей среди участников.
Елизавета Скорбенко
— Сегодня на фестивале отличная атмосфера! Мне очень нравится, что в Вышке всегда проходит много различных мероприятий, и мы всегда в них участвуем. Уже получили много наклеек, весь компьютер обклеили.
Диана Хафизьянова
— Мне понравилась выставка стартапов, это очень интересно. Здесь люди запускают собственный стартап 3D-печати и даже приглашают в команду, где сейчас уже 30 человек. Ребята планируют в скором времени монетизировать проект, мне предложили тоже присоединиться. На разных мероприятиях Вышки можно найти много интересного, часто даже угощают бесплатно — попкорном, мороженым, сладкой ватой. Всегда приятная атмосфера и много интересных людей вокруг.