• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Варнавский В. Г., Клименко А. В., Королев В. А. Государственно-частное партнерство: теория и практика. М.: ГУ-ВШЭ, 2010

В учебном пособии на основе анализа теории, а также современной российской и мировой практики государственно-частного партнерства рассматриваются методологические и практические аспекты его становления и развития.

Варнавский В. Г., Клименко А. В., Королев В. А. Государственно-частное партнерство: теория и практика. М.: ГУ-ВШЭ, 2010.

В учебном пособии на основе анализа теории, а также современной российской и мировой практики государственно-частного партнерства рассматриваются методологические и практические аспекты его становления и развития. Материал подготовлен с учетом результатов научно-исследовательских работ и образовательных проектов, выполненных Институтом государственного и муниципального управления Государственного университета — Высшей школы экономики в 2002–2009 гг. и рекомендаций Европейской экономической комиссии ООН.

Для студентов и слушателей, изучающих теорию и практику государственного и муниципального управления, представителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, научной общественности.

Предисловие и первая глава

Оглавление

Предисловие

Часть 1. Теоретические основы государственно-частного партнерства

Глава 1. Концепция и понятийный аппарат

  • 1.1. Определение ГЧП
  • 1.2. Основные условия развития ГЧП
  • 1.3. Основные принципы ГЧП
  • 1.4. Ключевые характеристики и факторы успеха ГЧП
  • Контрольные вопросы

Глава 2. Формы ГЧП

  • 2.1. Государственные контракты с инвестиционными обязательствами частного сектора
  • 2.2. Аренда
  • 2.3. Участие в капитале
  • 2.4. Концессии
  • 2.5. Соглашения о разделе продукции
  • 2.6. Контракты, сочетающие в себе различные виды работ и отношения собственности
  • Контрольные вопросы

Глава 3. Механизм государственного управления ГЧП

  • 3.1. Международный опыт управления ГЧП
  • 3.2. Управление ГЧП в России
  • 3.3. Регулирование цен
  • 3.4. Конкурсные процедуры
  • Контрольные вопросы

Глава 4. Проектное финансирование в ГЧП

  • 4.1. Механизмы проектного финансирования
  • 4.2. Главные участники проекта
  • 4.3. Источники финансовых средств
  • 4.4. Роль правительства в проектах ГЧП
  • 4.5. Финансовые кризисы и их последствия для ГЧП
  • Контрольные вопросы

Глава 5. Гарантии и риски государства и бизнеса

  • 5.1. Разделение рисков
  • 5.2. Политические и правовые риски
  • 5.3. Технические риски
  • 5.4. Коммерческие риски
  • 5.5. Экономические, валютные и финансовые риски
  • Контрольные вопросы

Глава 6. Мировой опыт ГЧП

  • 6.1. Оценка спроса на ГЧП в инфраструктуре
  • 6.2. Основные тенденции развития проектов ГЧП
  • 6.3. Развитые страны
  • 6.4. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой
  • 6.5. Некоторые причины прекращения проектов ГЧП
  • Контрольные вопросы

Часть 2. Реализация проектов ГЧП в Российской Федерации

Глава 7. Становление и развитие ГЧП в России

  • 7.1. Исторический опыт
  • 7.2. ГЧП в современной России
  • 7.3. Инвестиционный фонд
  • 7.4. Особые экономические зоны
  • 7.5. Концессии российских компаний за рубежом
  • 7.6. Роль ГЧП в региональном и местном развитии
  • Контрольные вопросы

Глава 8. ГЧП в сфере транспорта

  • 8.1. Автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры
  • 8.2. ГЧП на объектах железнодорожного транспорта Российской Федерации
  • 8.3. ГЧП на объектах морского транспорта и внутренних водных путей
  • 8.4. ГЧП на объектах воздушного транспорта
  • Контрольные вопросы

Глава 9. ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства

  • 9.1. Гражданско-правовые договоры в ЖКХ
  • 9.2. Концессии в ЖКХ
  • Контрольные вопросы

Глава 10. ГЧП в социальной сфере

  • Контрольные вопросы

Литература

Приложения

  • Приложение 1. Управление концессиями в СССР в период нэпа
  • Приложение 2. Кейс: Проект ГЧП «Евразийское водное партнерство» в городе Ростове-на-Дону

Глоссарий

Об авторах

Вам также может быть интересно:

Мегапроекты разные нужны

Инфраструктурные мегапроекты должны стать локомотивами в развитии экономики страны. Вкладывать в них бюджетные деньги не обязательно — если проекты реально экономически интересны, от государства требуется создать условия.

Вырастить компанию мирового уровня

Институты развития в своей практической деятельности вынуждены шаг за шагом создавать или стимулировать создание самых разных институтов и инфраструктур, обеспечивающих эффективную деятельность собственно высокотехнологического бизнеса, отмечает генеральный директор Российской венчурной компании (РВК) Игорь Агамирзян.

Медицина: партнерские механизмы

Механизм государственно-частного партнерства в здравоохранении может повысить качество и спектр услуг, увеличить эффективность использования ресурсов, управления медицинскими учреждениями и конкурентоспособность российской медицины, уверена директор Независимого института социальных инноваций Лариса Попович.

От фантазий к реальности

Вопросам устойчивого развития российских регионов была посвящена дискуссия на одном из круглых столов, состоявшемся 1 июля в рамках акции «Национальный проект — Россия». Эксперты отмечали, что сегодня в основном все проекты развития регионов — это инициатива власти. То ли безынициативен бизнес, то ли ему не достучаться до тех, кто принимает решения.

ГЧП-механизмы

Новые для нашей страны, различные формы государственно-частного партнерства становятся предметом пристального изучения отечественных экономистов и практиков. На днях из печати выходит книга «Государственно-частное партнерство: механизмы реализации». На вопросы OPEC.ru ответил один из соавторов книги, Андрей Пушкин, управляющий партнер юридической компании Tenzor Consulting Group, председатель Межотраслевого третейского суда.

ГЧП: профильного закона мало

Концессии, способные привлечь средства бизнеса в модернизацию изношенной городской инфраструктуры, не могут развиваться из-за несовершенства законодательства. Игнорирование специфики концессий в ЖКХ порождает дополнительные риски для бизнеса, что отталкивает инвесторов, а концессионные соглашения во многих важных сферах носят пока единичный характер. Пришло время реформировать не только закон о концессиях, но и смежное законодательство, и Гражданский Кодекс, уверен директор юридического департамента ОАО «Евразийский» Сергей Елисеев.

Типовые ГЧП-контракты: от разработки к внедрению

Базой для долгосрочных инвестиционных проектов в развитии городской инфраструктуры, в том числе в малых городах, могут стать типовые проекты ГЧП, отметил директор Центра ГЧП Банка развития (ВЭБ) Александр Баженов на Форуме регионов России «ГЧП в комплексном развитии территорий».

ГЧП для ЖКХ, и не только

Государственно-частное партнерство — новая для России форма реализации проектов, которая должна помочь в решении целого ряда застарелых проблем, прежде всего инфраструктурных. В конце апреля в Москве пройдет Форум регионов России: «Государственно-частное партнерство в комплексном развитии территорий», на котором будут обсуждать проблемы ГЧП. Opec.ru публикует интервью с исполнительным директором Форума регионов России «Государственно-частное партнерство в комплексном развитии территории», руководителем Центра «Инфраструктура» Алексеем Сиротиным.

ГЧП в России: первые шаги и первые плоды

Идея развития государственно-частного партнерства (ГЧП) должна оформиться и как экономическая концепция, и как юридическая форма, и как набор инструментов реализации. Точкой отсчета при разработке конкретных проектов должны быть потребности развития конкретных территорий, а не только эффективность вложения бюджетных средств, считает директор Центра ГЧП Банка развития (ВЭБ) Александр Баженов.

ГЧП для инфраструктуры

Неэффективность государственного управления подталкивает к приватизации, неэффективность приватизации — к усилению регулирования, неэффективность регулирования — к национализации. Выход из этого порочного круга открывает государственно-частное партнерство (ГЧП), уверен директор Центра ГЧП Банка Развития (ВЭБ) Александр Баженов.