«Получение «корочки» — это не цель»
Екатерина Лобанова, выпускница программы «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» Высшей школы бизнес-информатики ВШЭ, специалист в сфере интернет-маркетинга, эксперт по социальным медиа, уверена, что самое увлекательное — начинать дело «с нуля».
— Екатерина, какое у вас базовое образование?Екатерина Лобанова
— Ровно десять лет назад я окончила Московский энергетический институт, по специальности «Прикладная математика». Математика была в моей жизни всегда, я училась в двух физмат школах параллельно, днем — в школе №1502, а вечером — в школе при Московском авиационном университете. По опыту работы — а я много где себя попробовала, — такому базовому образованию можно найти применение в самых разных сферах. Математика здорово все раскладывает в голове по полочкам, помогает системно и структурировано мыслить, планировать и прогнозировать жизненные стратегии, а также развивает абстрактное и нестандартное мышление, поэтому при решении каких-то нетривиальных задач, ты можешь к ним подходить, не таща за собой багаж шаблонов.
— В одной из социальных сетей, в графе «Профессия» вы указали «эксперт по социальным медиа». Как становятся экспертами в этой области? Что вас, математика по базовому образованию, привело в сферу интернет-маркетинга?
— Интернет всегда был одной из основных областей моих интересов. Был период, когда я профессионально занималась цифровой типографией, дизайном — как полиграфическим, так и дизайном сайтов. В одном из московских издательств искали человека, который мог бы заниматься продвижением их бренда в социальных сетях. Задача состояла в том, чтобы разграничить в сознании покупателей бренды двух издательств после их разделения. И я стала этим заниматься. На мой взгляд, именно работа по изучению и формированию мнений пользователей сети — самое увлекательное в интернет-маркетинге. Мне было интересно прийти туда, где еще ничего нет, и начать дело фактически «с нуля». Видимо, у меня действительно менталитет стартапщика.
В тот момент маркетинг в соцсетях сводился к скрытому продвижению на форумах, к проплаченным постам, не хватало открытого взаимодействия с реальными пользователями. Налаживанием подобной коммуникации я и занялась в издательстве. К окончанию работы над проектом я четко осознала, что хочу заниматься маркетингом в социальных сетях, механика которых близка и понятна мне в силу моего образования. Потому что теория графов, как основа функционирования социальных сетей, — это чистая математика. В профессиональной сфере мне удалось добиться синергетического эффекта от совмещения теоретического математического образования и опыта, полученного «руками».
— Но все-таки в какой-то момент вы решили пройти курс дополнительного образования в сфере электронного бизнеса. Что вы надеялись получить на программе «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов»? И почему выбрали именно ее?
— Я люблю учиться, но считаю, что для этого не обязательно идти в какой-то вуз, можно учиться по литературе, общаться с людьми, пойти на краткосрочные курсы. Получение «корочки» — это не цель, меня не нужно дополнительно мотивировать. Подходящую для себя программу я искала довольно долго, меня интересовали программы, где преподаватели были бы практиками, которые сами успешно реализовали собственные проекты. Финальный выбор стоял между Высшей школой экономики и RMA. В итоге чаша весов склонилась в пользу ВШЭ, так как Вышка — это серьезный бренд, вуз с необычной для нашей страны историей успеха, историей, которая мне лично весьма импонирует.
— Совмещать работу и учебу нелегко, как вам это удавалось?
— К моменту поступления в Вышку я работала в Сбербанке над проектом по развитию службы заботы о клиентах, основной целью которого было изучение пользовательского взаимодействия клиентов с банком. Мы анализировали, что пишут в социальных сетях клиенты о своем опыте взаимодействия с банком и на основе этого находили системные проблемы в работе банка. Этот проект был уникальным, до нас подобные исследования в таких масштабах в России не проводил никто. Я договорилась, что меня будут отпускать с работы два раза в неделю пораньше, чтобы я успевала на занятия.
— Формат обучения на программе «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» подразумевает, что каждый слушатель в качестве дипломной работы защищает свой собственный интернет-проект. Чему был посвящен ваш?
— Я уже говорила, что мне нравится заниматься дизайном, для меня важна картинка, то, как визуально представлено событие, человек, процесс в интернете. У меня родилась идея сделать проект по юзабилити — экспертному тестированию сайтов. К сожалению, то, в каком состоянии находятся до сих пор многие сайты в рунете, производит удручающее впечатление, а хотелось бы сделать этот мир симпатичнее, в том числе и в сети.
Первоначальная идея проекта за это время изменилась уже не один раз, мы много обсуждали на семинарах, кто же должен оценивать сайт — эксперты или обычные люди. Но в итоге остановились на экспертной оценке, так как подобный механизм будет полезен и самим экспертам, они смогут приобрести потенциальных заказчиков на свои услуги, познакомиться с коллегами, возможно, найти новые идеи для будущих проектов.
Сейчас мой дипломный проект в стадии разработки, отрисованы дизайны, написано техзадание, составлен бизнес-план, так что совсем скоро, я надеюсь, он уже заработает.
— Насколько для вас оказались полезны групповые обсуждения проектов? Что они вам дали?
— Групповые обсуждения проекта — это отдельная и, пожалуй, одна из самых важных частей учебы на этой программе. Мне очень помогли ребята, которые учились вместе со мной. Когда ты погружен в проект, некоторые вещи ускользают из поля зрения, а общение с потенциальными клиентами, с первыми последователями твоего сервиса позволяет увидеть его с точки зрения заказчиков. В целом, на мой взгляд, в успехе стартапа важны ранние последователи, люди, которые заметили проблему на самых ранних этапах и уже пытаются ее решать кустарными методами. Существует множество сообществ в соцсетях, где разработчики обсуждают свои сайты и просят у коллег помощи. Эти люди также являются первыми клиентами моего проекта. Общение с ними помогает более точно позиционировать проект и делать модель правильной и работоспособной.
— Какие курсы вам запомнились, что показалось наиболее интересным и полезным на программе?
— Мне очень понравился курс «Управление проектами» Владислава Сироты, которому удавалось даже самую скучную тему преподносить так, что она вызывала интерес, он часто использовал неожиданные, иногда смешные метафоры и ассоциации. Например, переговорщика он называл «Железная Печень». Такие ассоциации запоминаются надолго, и потом они позволяют восстановить все, что говорилось по теме. Я на всю жизнь запомнила объяснения школьного учителя по математике, как считаются интегралы: «Представьте себе батон колбасы, ее нарезают по оси Х…». Интересной и новой для меня была также и форма сдачи зачета по этому курсу — мы писали кейсы, обменивались ими, решали их, а оценивались в итоге и качество написанного кейса, и предложенное решение кейса коллег.
— Кому бы вы рекомендовали программу «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов»?
— Когда ты получаешь второе, третье образование, у тебя должна быть сильная мотивация к самостоятельной работе, поэтому, прежде всего, на программу стоит идти тем, кто умеет и готов много самостоятельно заниматься. По моим наблюдениям, в Вышке даже за студентами бакалавриата не бегают, подразумевается, что они уже взрослые люди и понимают, зачем они пришли в университет. На программе «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» можно получить много, здесь собран уникальный преподавательский состав, в основном это практики, готовые поделиться не только знаниями, но и наработанным опытом, помочь советом, ответить на вопросы. Но нужно понимать, от вашей собственной активности зависит, сколько вы получите от программы.
На сто процентов эта программа будет полезна тем, кто хочет запустить свой проект в интернете и нуждается в комплексных знаниях в области управления интернет-проектами и командой единомышленников. Здесь можно найти ответы на многие вопросы. Что такое контекстная реклама? Как устроен интернет? Что такое стартап? Как управлять командой и мотивировать людей? Но даже если амбиций на открытие собственного проекта пока нет, то полученных в ВШБИ знаний, на мой взгляд, вполне достаточно, чтобы прийти работать в любую сферу интернет-бизнеса и развиваться профессионально в этом направлении.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Математики России и Китая встретятся в Вышке
С 5 по 9 ноября 2024 года в НИУ ВШЭ пройдет совместная конференция по алгебраической геометрии и математической физике Высшей школы экономики и Пекинского института математических наук и приложений. Более 30 математиков из ведущих университетов России и Китая выступят с докладами о современных достижениях в области геометрии и математической физики. Конференция пройдет в гибридном формате.
НИУ ВШЭ проведет студенческую школу-конференцию «Математическая весна — 2023»
С 27 по 30 марта 2023 года в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ пройдет четвертая студенческая школа-конференция «Математическая весна — 2023», которая организована Международной лабораторией динамических систем и приложений НИУ ВШЭ при поддержке мегагранта правительства РФ в рамках нацпроекта «Наука и университеты».
«Теория чисел помогает тренировать абстрактное и категорное мышление»
«Введение в теорию чисел» — авторский онлайн- курс Владимира Шарича, старшего преподавателя факультета математики НИУ ВШЭ. Программа воспитывает вкус к математической красоте и дает практические алгоритмичные инструменты для поиска ответов на теоретико-числовые вопросы. Курс интегрирован в учебные планы в формате смешанного обучения в Вышке и в вузах-партнерах.
В Вышке стартует курс ДПО для школьных учителей математики
3 октября в НИУ ВШЭ начинается программа ДПО «Математика и ее приложения для преподавателей старших классов». Она рассчитана на школьных учителей математики, информатики, естественных наук, а также студентов старших курсов педагогических вузов со специализацией «математика», «физика», «информатика».
Студенты ВШЭ заняли призовые места на международной олимпиаде по математике IMC-2022
29-я Международная студенческая олимпиада по математике (International Mathematics Competition for University Students) прошла в начале августа в смешанном формате — очно в болгарском Благоевграде и онлайн. Наград удостоились восемь учащихся факультета компьютерных наук и факультета математики Высшей школы экономики.
«Математика — это праздник, который всегда с тобой»
Почему всем нам нужно изучать математику? Как устроено математическое образование — в мире, России и Вышке? Где работают и чем занимаются выпускники математических специальностей? На эти и другие вопросы в интервью YouTube-каналу ВШЭ ответили Александра Скрипченко, декан факультета математики НИУ ВШЭ, и Иван Аржанцев, декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.
Два проекта НИУ ВШЭ стали победителями в очередном конкурсе «мегагрантов»
В седьмой раз состоялся конкурс на предоставление «мегагрантов» для поддержки исследований под руководством ведущих мировых ученых. Научная группа в Нижнем Новгороде будет изучать динамические системы, а в Москве появится лаборатория социальной нейробиологии.
«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»
Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.
«Вся наша жизнь — динамическая система»
Недавно Лаборатория топологических методов в динамике, которой в нижегородском кампусе заведует профессор ВШЭ Ольга Починка, получила статус международной. О прикладной пользе исследований в фундаментальной математике и грандиозных планах на будущее Ольга Витальевна рассказала новостной службе портала. Это интервью — первое в рамках спецпроекта о работе Международных лабораторий Вышки.
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.