Вышка и «Яндекс» научат преподавателей российских вузов ИИ-грамотности
«Яндекс Образование» и факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ (ФКН ВШЭ) создали совместный онлайн-гайд, посвященный промптингу — формулированию запросов к нейросетям. Он доступен всем на платформе «Яндекса» и в первую очередь будет полезен преподавателям, которые никогда не пользовались GPT в работе или только начинают применять ИИ-инструменты. Как правильно создать запрос к нейросети? Как грамотно использовать GPT-модели в образовательных целях? Какие задачи преподаватели могут решать с помощью искусственного интеллекта? Гайд отвечает на эти и другие вопросы по работе с нейросетями.
Основная цель нового проекта — повысить грамотность в вопросах использования искусственного интеллекта и помочь образовательному сообществу эффективнее применять GPT-модели в работе. Гайд учит трем базовым навыкам: писать более точные запросы к GPT, чтобы получать качественные ответы, и строить диалог с нейросетью; определять, какую именно работу можно поручить нейросетям; критически оценивать то, что предлагает модель. Над содержанием и задачами работали эксперты команды «Яндекс Образования» и факультета компьютерных наук ВШЭ.
Дарья Козлова
«Технологии ИИ становятся повсеместными, и наша большая задача — способствовать повышению ИИ-грамотности в сфере образования. GPT-модели могут решать множество рутинных задач, для этого важно правильно использовать инструменты, которые на наших глазах меняют образовательный процесс. Если подойти к внедрению ИИ-инструментов с умом, то у преподавателей и студентов освободится больше времени на творческие задачи», — говорит Дарья Козлова, директор «Яндекс Образования».
Гайд состоит из пяти разделов. В первом разделе читатель сможет познакомиться с понятиями «нейросети» и «языковые модели» и узнать о возможностях GPT-технологий. Основная часть включает основы промптинга, различные стратегии общения с нейросетью, техники проверки достоверности информации. Заключительный раздел посвящен опыту преподавателей: как использовать ИИ в процессе разработки обучающего контента, как можно облегчать работу со студентами и решать другие задачи с помощью ИИ-ассистентов.
Дарья Касьяненко
«Создание гайда объединило экспертизу факультета компьютерных наук Вышки и технологии “Яндекса”. Этот уникальный учебник объясняет, как использовать нейросети в жизни, работе и образовании, а также обучает безопасному взаимодействию с ними и критическому мышлению. Мы создали раздел для преподавателей и предложили инструкции и практические задания для внедрения ИИ в процесс обучения», — комментирует создание гайда Дарья Касьяненко, старший преподаватель факультета компьютерных наук, академический руководитель магистратуры «Инженерия данных» НИУ ВШЭ.
ФКН ВШЭ обладает глубокой экспертизой в области ИИ-грамотности в вузах. До конца этого года в университете планируют обучить навыку работы с искусственным интеллектом 2 тысячи сотрудников. Обучение проходит в рамках повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.
Ранее «Яндекс» запустил несколько новых программ высшего образования в области искусственного интеллекта. Среди них первый в России бесплатный бакалавриат AI360 для создателей ИИ-технологий будущего на базе четырех университетов, включая НИУ ВШЭ; первая аспирантура по искусственному интеллекту с уклоном в практику; междисциплинарные программы для специальностей вне сферы IT.
Вам также может быть интересно:
ИИ в образовании: как преодолеть соблазн готовых решений
Искусственный интеллект уже стал обыденностью для молодежи: как показал опрос, около 87% студентов ведущих вузов используют ИИ в процессе обучения. Большая часть из них отметила, что он помогает им экономить время, при этом они проверяют сделанную ИИ работу. Результаты исследования были представлены на конференции по анализу данных и технологиям ИИ Data Fusion. В ее работе приняли участие научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и другие эксперты Вышки.
Большинство студентов не верят, что ИИ сможет заменить их на работе
Большинство студентов считают, что ИИ не сможет заменить их на работе в ближайшие десять лет. Низким такой риск называют 27,2% респондентов, 41,5% — крайне маловероятным. Эти оценки были получены НИУ ВШЭ в ходе опроса 4200 студентов в 2025 году. Они приводятся в докладе «Эпоха больших языковых моделей: почему они все еще не профессионалы», подготовленном научным руководителем НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и старшим преподавателем кафедры высшей математики НИУ ВШЭ Екатериной Кручинской. Доклад был представлен на XXV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, которая проходит с 15 по 18 апреля в НИУ ВШЭ.
Точный ИИ-оракул: какие тренды интересуют бизнес
Современные технологии ежедневно меняют мир, автоматизируя бизнес-процессы в различных отраслях. Специалисты НИУ ВШЭ представили масштабный опыт команды iFORA по реализации ИИ-проектов в интересах крупных компаний и органов власти.
Перспективы ИИ: математика машинного обучения в фокусе
Институт искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ провел выездной воркшоп «Математика машинного обучения». Здесь собрались ведущие ученые и специалисты НИУ ВШЭ в области машинного обучения, математики и статистики. В центре внимания исследователей оказались математические аспекты, лежащие в основе современных и наиболее перспективных направлений машинного обучения. Программа воркшопа включала мини-курсы, практические работы, доклады и круглый стол, посвященный перспективам развития ИИ в России.
Внедрение искусственного интеллекта в организации: какие эффекты отмечают сотрудники
45% организаций, которые занимались внедрением ИИ в работу, заявили о повышении производительности труда в результате его использования. Об этом говорится в исследовании «Внедрение ИИ в работу организаций: чем обусловлена вариация эффектов на труд?». Исследование проведено директором Центра статистики труда и заработной платы ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Анной Демьяновой и стажером-исследователем центра Дарьей Талакаускас. Оно было презентовано на XXV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (XXV ЯМНК), проходящей в НИУ ВШЭ с 15 по 18 апреля.
«Идею всегда задает человек»: что дает ИИ образованию и медиа
ИИ-технологии меняют принципы работы образования и медиаиндустрии. Большинство студентов уже в той или иной мере используют ИИ, а нейросети уже массово производят все виды контента. Возможности и вызовы эксперты обсудили на конференции «Образование и медиа в эпоху цифровых перемен», организованной Дирекцией по маркетинговым коммуникациям НИУ ВШЭ и «Яндекс Образованием».
В Вышке стартовали открытые семинары «ИИ в индустрии»
Институт искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ запустил цикл открытых семинаров. Встречи посвящены актуальным вопросам внедрения искусственного интеллекта в различные отрасли экономики. Семинары проводятся еженедельно в 18:00 в кампусе на Покровском бульваре. Для участников также предусмотрена онлайн-трансляция.
Ученые представили новый метод для работы с несбалансированными данными
Специалисты факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ и Лаборатории искусственного интеллекта Сбера разработали геометрический метод расширения данных — Simplicial SMOTE. Тесты на разных наборах данных показали, что он значительно улучшает качество работы AI. Метод особенно полезен в ситуациях, когда редкие случаи очень важны, например в борьбе с мошенничеством или при диагностике редких болезней. Результаты исследования доступны в открытом архиве Arxiv.org и будут представлены на Международной конференции по обнаружению знаний и анализу данных (KDD) летом 2025 года в Торонто.
В Вышке рассчитали экономический эффект от внедрения технологий ИИ в России
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ оценил потенциальный экономический эффект от внедрения и использования технологий искусственного интеллекта в отраслях российской экономики до 2035 года. Эксперты также предположили, каким должен быть объем ресурсов, которые потребуются организациям для освоения данного класса технологий.
Мегасайенс, ИИ и суперкомпьютеры: Вышка расширяет сотрудничество с ОИЯИ
Специалисты по компьютерным технологиям НИУ ВШЭ и Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) обсудили сотрудничество и совместные проекты на встрече в Лаборатории информационных технологий им. М.Г. Мещерякова (ЛИТ). Со стороны ВШЭ в дискуссии участвовали заведующий Лабораторией вычислительной физики МИЭМ Лев Щур и сотрудники Научно-учебной лаборатории методов анализа больших данных факультета компьютерных наук Денис Деркач и Федор Ратников.