Учебные ассистенты: как и зачем они появились в Вышке и почему это важно
Более 10 лет в Высшей школе экономики функционирует институт учебных ассистентов. Зародившееся в западных университетах явление пришло в Вышку, эволюционировало и стало неотъемлемой частью жизни студентов и преподавателей. О появлении учебных ассистентов, их важности и аспектах работы стажеры Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ поговорили с проректором Сергеем Рощиным, профессором Фуадом Алескеровым и самими ассистентами.
На рубеже 2009–2010 годов в Высшей школе экономики появился институт учебных ассистентов (УА) — студентов, которые помогают преподавателям вести курс, принимая на себя часть нагрузки. Это могут быть как задачи по проверке работ или подготовке тестов, так и работа со студентами: ответы на вопросы по материалу, проведение консультаций, разбор демовариантов.
«Идейным вдохновителем стал Ярослав Кузьминов (научный руководитель и на тот момент ректор НИУ ВШЭ. — Ред.). А дальше этим активно занимались мы вместе с Марией Юдкевич (профессор, директор Института институциональных исследований. — Ред.)», — вспоминает Сергей Рощин, проректор и доцент ВШЭ.
Сергей Рощин
В преподавательском труде много шаблонной работы. Если говорить про ведущие исследовательские университеты, то преподаватели всегда заняты наукой, проектной и аналитической деятельностью. «Конечно, часть рутины не всегда делается с охотой», — говорит проректор Рощин.
Сама идея учебных ассистентов не нова: существует практика в американских, европейских, в том числе британских, университетах. «Там не студенты, а аспиранты (PhD students) выступают как teaching assistant (учебный ассистент) или research assistant (исследовательский ассистент). Более того, часто для аспирантов это является частью заработка, который замещает оплату в университете», — подмечает Сергей Рощин. Кроме того, в западных университетах УА могут самостоятельно проводить семинарские занятия (в Вышке такой практики нет).
В НИУ ВШЭ институт учебных ассистентов функционирует не с аспирантами — хотя они тоже могут быть учебными ассистентами, — а в большей степени со студентами. Сергей Рощин отмечает, что аспирантов среди учебных ассистентов гораздо меньше. Кроме того, они могут и по-другому входить в аудиторию — в том числе как полноценные преподаватели.
Когда проект УА только запускался, он функционировал централизованно, чтобы задать общую рамку. Спустя некоторое время процесс был отдан на факультеты и больше не требует централизованной поддержки. «Первые два года мы собирали студентов и преподавателей, которые работают с учебными ассистентами, чтобы обсуждать плюсы и минусы. Потом процесс ушел в стационарное существование, и мы перестали это делать, потому что уже не было необходимости: все привыкли. Сейчас, судя по спросу на учебных ассистентов, для преподавателей это безусловный плюс с точки зрения передачи однообразных операций молодым коллегам», — делится Сергей Рощин.
«Преподаватели смотрят, как растет студент»
Фуад Алескеров, профессор факультета экономических наук ВШЭ, рассказывает, что появление учебных ассистентов было хорошо воспринято. «Ассистенты делают большое дело. Помимо разгрузки преподавателей от рутинной работы, это полезно еще и самим ассистентам. А преподаватели смотрят на то, как растет студент», — считает Фуад Алескеров.
В учебные ассистенты не идут все студенты. «По моему опыту, это те, кто хочет заниматься наукой. У меня все ученики через это прошли. А когда они приходят в магистратуру, я отправляю их вести семинары — это часть научной жизни», — подчеркивает профессор.
Фуад Алескеров
Фуад Алескеров замечает, что сейчас студенты более молчаливые и менее инициативные, чем раньше, поэтому выявление талантливых учащихся становится более сложным процессом. «Я, когда вижу хорошего студента, могу предложить ему быть ассистентом. Или преподаватели приходят, просят присмотреться. Бывали случаи, когда ассистенты приходили ко мне и говорили обратить внимание на того или иного студента», — говорит он.
«Когда мы были студентами, то задать преподавателю вопрос считалось нормой. У нас матанализ читал Борис Демидович (советский математик, автор одного из наиболее известных сборников задач по математическому анализу. — Ред.). И вот он пишет какое-то доказательство, а я сижу и что-то не понимаю. Поднимаю руку, говорю несвязным текстом: “Борис Павлович, у вас там что-то…” Это же Демидович, я не могу ему сказать: “У вас там ошибка”. Он посмотрел, подумал пару минут и исправил ошибку. Я потом пару недель ходил счастливый: самого Демидовича поправил», — с улыбкой вспоминает Фуад Алескеров.
Как, сколько и зачем
Учебным ассистентом можно стать несколькими способами. Первый вариант: преподаватель может предложить талантливому студенту эту должность. Второй вариант: студент сам может проявить инициативу, подойти к преподавателю с предложением работать на его курсе. Третий вариант — факультетская кампания по набору УА: факультеты собирают у преподавателей информацию о необходимых ассистентах, агрегируют ее и публикуют на своих сайтах. Студенты могут посмотреть список дисциплин, где требуются ассистенты, и записаться в кандидаты на роль УА. Как правило, минимальным требованием является оценка «отлично» по выбранному курсу, но бывают исключения.
Существует два варианта компенсации работы учебных ассистентов: кредитная и денежная. В первом случае работа учебного ассистента может засчитываться как часть образовательной программы, за которую он получает несколько кредитов (зачетных единиц, учитывающихся при итоговой аттестации): в качестве проектной деятельности (сервисный проект) либо в качестве практической подготовки (педагогическая или научно-педагогическая практика). Во втором случае ассистенту выплачивают материальную премию — порядка 16 000 рублей за один модуль.
Кирилл Хвостенко с 3-го курса ОП «Журналистика» пошел в УА, потому что хотел подработать. Он считает, что для успешной работы в первую очередь нужно выбрать интересного преподавателя. «Летом перед 2-м курсом я написал преподавателю, с которым хотел поработать, мы провели собеседование по видеозвонку, и он заполнил заявку сразу на мое имя», — рассказывает Хвостенко. В основном студенту в качестве УА приходилось отмечать посещаемость и вести ведомость.
Сейчас Кирилл Хвостенко с гордостью прописывает этот опыт в резюме, потому что он может быть интересен потенциальному работодателю. Чтобы не прогадать с курсом и не разочароваться, можно посмотреть учебный план и нагрузку и в идеале поговорить с ассистентами прошлых лет.
Однако и в случае с УА ожидания не всегда совпадают с реальностью, убедилась Анастасия Кириллова с 3-го курса ОП «Экономика». «Когда я подавала заявку, то думала, что работа будет заключаться в проверке домашних заданий, как это обычно происходит. Но была удивлена, когда сказали придумать 50 вопросов по нескольким темам. В итоге в этом и заключалась вся работа. Почти не было взаимодействия с людьми», — делится она. Анастасия считает, что УА стоит быть, если очень интересен предмет и хочется закрепить и углубить знания.
Своим ассистентским обязанностям Анастасия уделяла около 4–5 часов раз в две недели. В этой работе, по ее словам, важны навыки тайм-менеджмента и самоорганизации, сами преподаватели с пониманием относятся к жизненным ситуациям. «Самое главное — мотивация, и нет ничего плохого, если это деньги», — считает она.
Анна Матвеева, выпускница программы «Прикладной анализ данных», уверена, что работа ассистента не для тех, кто решается на нее только ради денег. «На мой взгляд, подобное отношение лишь обесценивает ассистентство в глазах младших курсов», — говорит она. Анна решила попробовать себя в качестве УА в конце 1-го курса. «Я сама заявила преподавательнице о желании, и она лишь поддержала его и оформила заявку в августе. Для меня это возможность еще больше вникнуть в предмет и получить опыт взятия на себя ответственности», — делится она. Анна Матвеева вспоминает, что порой было тяжело выстраивать коммуникации из-за маленькой разницы в возрасте со студентами. Кроме того, в этой работе нужно быть дисциплинированным и готовым объяснять по нескольку раз, где студент не прав.
Навыки коммуникации важны в работе УА, считает Антон Иванов, студент 4-го курса ОП «Прикладной анализ данных». Однажды, рассказывает он, кто-то из недовольных студентов нажал «Выразительную кнопку» (горячая линия, с помощью которой студент, преподаватель или сотрудник может, в том числе анонимно, оставить жалобу, обратиться к администрации университета или выразить свое отношение по вопросам образовательного процесса. — Ред.), и в итоге его перевели работать с другой группой. «Я ставил нули за списывание, а таких работ в группе было много. Видимо, показался слишком строгим. Возможно, где-то из-за сложностей в коммуникации мои просьбы присылать нормальные работы были восприняты в штыки», — делится Антон Иванов.
Из плюсов работы УА он выделяет новые знакомства и «небольшую, но приятную денежную компенсацию». При этом Антон признает, что, когда ты УА, среди студентов к тебе нет уважения как к преподавателю, хотя обязанности фактически почти такие же. «Часто ассистенты не успевают справиться с задачами или не хотят разбираться с апелляциями и просто наобум ставят всем хорошие оценки. Оказать медвежью услугу выгоднее, чем разбираться со студентами», — сетует он.
Анна с ОП «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» уверена, что ассистент — это член большой команды, у которого есть возможность войти в сторонние проекты, куда не попадешь без такой тесной коммуникации с преподавателем. Ассистент делится своими знаниями, придумывает интересные тесты, быстро доносит информацию от преподавателя, выступая своеобразным проводником в академической среде. Самое главное — любовь к предмету, потому что, если ты им горишь, все остальное будет проходить легко, даже вся монотонная работа по типу проверки работ и тестов, подчеркивает Анна.
При правильном тайм-менеджменте время, потраченное на ассистентство, не чувствуется. Анна считает, что студенту не нужно идти в ассистенты, если он не умеет общаться с людьми и брать на себя ответственность, так как это во многом работа на коммуникацию и понимание того, что ассистент — это часть команды.
Текст: Семён Васильев, Милена Серкебаева, Татьяна Вятохо, Анастасия Шестова, Кирилл Перов, стажеры-исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ
Вятохо Татьяна Марковна
Перов Кирилл Сергеевич
Юдкевич Мария Марковна
Вам также может быть интересно:
«Ощущение полезности»
20 апреля завершается прием заявок на конкурс учебных ассистентов по программе «Фонда образовательных инноваций» ГУ-ВШЭ. О том, кто может участвовать в конкурсе, чем именно учебные ассистенты помогают преподавателям, рассказывает Анна Бальсевич, старший преподаватель кафедры институциональной экономики ГУ-ВШЭ.