Пять лет — пять программ
В апреле 2009 года исполнилось 5 лет Высшей школе бизнес-информатики (ВШБИ) Государственного университета — Высшей школы экономики. О том, как создавалась и развивалась школа, какие программы она предлагает сегодня, рассказывает директор ВШБИ Александр Олейник.
— Александр Иванович, кого готовит Высшая школа бизнес-информатики?
— Мы готовим управленцев в сфере ИТ, то есть ИТ-менеджеров. Восемьдесят процентов своего рабочего времени такой специалист тратит на организационную работу, на работу с людьми, оставшееся время — на работу с техникой.
Наш выпускник способен оценить потребности компании в автоматизации, исходя из ее бизнес-целей, описать основные бизнес-процессы компании, обосновать выбор оптимальной информационной системы и рассчитать эффективность ее применения.
Наш выпускник может разработать ИТ-стратегию компании, сформировать команду для выполнения проектов, в том числе, интернет-проектов, руководить работой этой команды, применять инструментальные средства для бизнес-анализа деятельности компании.
Наш выпускник знает законы экономики и финансов, понимает основные принципы управления компанией, персоналом и, конечно, свободно ориентируется в мире информационных технологий.
— С чем связано создание ВШБИ в 2004 году?
— Инициатива создания ВШБИ принадлежит декану факультета бизнес-информатики Высшей школы экономики Виктору Никитину. Факультет бизнес-информатики был открыт в 2002 году, а ВШБИ, принявшая первых слушателей два года спустя, была логическим продолжением этого проекта.
К этому времени стало очевидно, что требования к ИТ-специалистам на рынке труда значительно изменились. Информационные технологии и коммерческая деятельность все больше стали зависеть друг от друга, и от человека, отвечающего в компании за ИТ, ждут предложений о том, как рационализировать расходы и увеличить прибыль, и это просто обязывает его сотрудников разбираться в вопросах менеджмента и маркетинга, управления персоналом и управления проектами. ИТ-специалисты должны уметь говорить на «одном языке» с другими функциональными менеджерами. Те, кого принято называть «компьютерными гениями», сегодня менее актуальны. Согласно исследованию компании «Gartner» 2007 года, посвященному перспективам развития ИТ-специальностей, каждые 6 человек из 10 ее представителей к 2010 году возьмут на себя обязанности, непосредственно связанные с коммерческой деятельностью компании.
Именно таких современных «айтишников», понимающих бизнес-процессы, из вчерашних школьников готовит факультет бизнес-информатики, а ВШБИ как подразделение дополнительного образования формирует таких специалистов из взрослых людей. Слушателям, которые к нам приходят, или не хватает профессиональных знаний, поскольку они не получили их, обучаясь в вузе, или они почувствовали необходимость в их обновлении. Считается, что в сфере ИТ нужно обновлять знания каждые 3-5 лет.
— Какие программы реализует Школа? Для людей с каким базовым образованием, с каким опытом работы они предназначены?
— Сейчас в ВШБИ есть пять программ: МВА-ИТ (специализация «Бизнес-информатика»), второе высшее образование «Прикладная информатика в экономике», три программы профессиональной переподготовки: «Менеджер в сфере бизнес-информатики», «Информационная бизнес-аналитика», «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов». Подробная информация о программах есть на сайте школы http://hsbi.ru/.
Все, что предлагает ВШБИ, — это именно образовательные программы, а не набор отдельных курсов или тренингов. Для каждой программы разработаны концепция, отражающая замысел и цели, сбалансированный учебный план, включающий общеобразовательные и специальные дисциплины. Поэтому человек любого возраста, имеющий высшее образование любого профиля, желающий повысить свой профессиональный уровень, приобрести необходимые компетенции для карьерного роста, получить новую профессию может к нам поступить. У каждой программы есть своя целевая аудитория, но никаких существенных ограничений при наборе нет. Опыт работы не менее двух лет, связанный с информационными технологиями, обязателен только для поступающих на программу МВА.
Есть и абсолютно неформальное требование: наш потенциальный слушатель должен быть готов к напряженной работе не только на занятиях, но и самостоятельно. Одних посещений недостаточно, так что люди, которые у нас учатся, должны быть мотивированными, амбициозными, стремиться к познанию нового.
— Как развивалась Школа в течение пяти лет? Как менялась структура ее учебных программ?
— Почти каждый год с момента создания школы мы открывали новую программу: начали со второго высшего образования, затем появлялись различные программы профессиональной переподготовки, два года назад были набраны первые слушатели программы МВА-ИТ.
В настоящее время разрабатывается программа профпереподготовки «Совершенствование бизнес-процессов». Планируем набор на эту программу на осень 2009 года.
О развитии ВШБИ можно судить по следующему факту: каждый год мы удваиваем набор слушателей, хотя цены почти на все программы являются самыми высокими в соответствующем сегменте бизнес-образования Москвы. Сегодня в ВШБИ обучаются около 300 человек.
В мае-июле 2009 года состоится шесть выпусков слушателей разных программ ВШБИ, из них 2 группы МВА.
Вот еще важный факт, свидетельствующий о качестве нашей работы: начиная с 2006 года, 30-40 процентов новых слушателей приходят к нам по рекомендации тех, кто у нас учится или уже отучился.
— В чем заключаются конкурентные преимущества ВШБИ? Чем она отличается от других бизнес-школ «соответствующего сегмента бизнес-образования Москвы»?
— Во-первых, мы выстраиваем содержание программ, ориентируясь исключительно на требования рынка труда. Существуют профессиональные стандарты подготовки менеджеров в сфере ИТ, сформулированные сообществом работодателей. В разработке всех программ ВШБИ принимают участие ведущие эксперты зарубежных и российских компаний. Более того: программы проходили многократную экспертизу у представителей профессионального сообщества. Например, программа МВА-ИТ рекомендована Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий России.
Во-вторых, в наших учебных курсах нет «технологичности», и свою задачу мы видим в том, чтобы формировать, прежде всего, управленческие компетенции. В ВШБИ не изучаются подробно конкретные информационные системы или инструментальные средства — все они рассматриваются лишь в рамках вводных обзоров и на семинарах компаний-производителей (Microsoft, SAP, ORACLE, 1С и др.). Технологии развиваются так быстро, что нет смысла «загружать» наших слушателей сведениями, которые устареют сразу после того, как они получат диплом.
Вместо этого мы рассказываем слушателям ВШБИ о современных концепциях и методологиях в разных областях менеджмента, расширяем их кругозор, заставляем по-новому взглянуть на проблемы развития ИТ в современной организации. Свою задачу мы видим в том, чтобы формировать системное мышление слушателей, развивать «предпринимательскую жилку», предлагать способы внедрения в компаниях стратегических и технологических инноваций.
В-третьих, у нас нет формального подхода к обучению. Постоянное общение слушателей и преподавателей — обычная практика. Мастер-классы, деловые игры, проектная работа — обычные формы проведения занятий. Изучая основные дисциплины, слушатели проводят исследования в своих компаниях, а затем обсуждают результаты на занятиях. Традиционная формальная аттестация часто заменяется выполнением заданий, требующих решения реальных практических задач на основе полученных знаний и навыков.
Точно так же темы выпускных квалификационных работ слушателей чаще всего связаны с их реальной практической деятельностью. Есть случаи, когда выпускная работа выполняется по заказу руководства компании, а защита происходит перед ее советом директоров компании. ВШБИ регулярно «мониторит» качество учебного процесса, собирая и анализируя мнения слушателей.
В-четвертых, мы привлекаем к преподаванию практиков, работающих в бизнесе (на программе МВА не менее 90 процентов от числа всех преподавателей), и вообще для нашей Школы характерно тесное партнерство с ИТ-бизнесом. Наши партнеры — это Microsoft, SAP, 1С, IDS-Sheer Россия, IBS, IT-Expert, Ланит, Интернет-университет информационных технологий (Интуит), издательство «Открытые системы», Софтпром, ВРМinstitut.
В-пятых, все наши выпускники получают дипломы Государственного университета — Высшей школы экономики государственного образца. ВШБИ является структурным подразделением Государственного университета — Высшей школы экономики, и это, согласитесь, важное конкурентное преимущество.
— Как отразился на вашей работе мировой экономический кризис?
— Пока мы не очень ощутили его влияние.
Понятно, что в условиях кризиса люди охотно вкладывают деньги в свое образование (как говорил Бенджамин Франклин, «если высыпать содержимое кошелька себе в голову, его уже никто у вас не отнимет»), но при этом особенно серьезно подходят к выбору программ, бизнес-школ, предъявляют более высокие требования к процессу обучения. Мы делаем все возможное, чтобы соответствовать этим требованиям.
Другой вопрос, что в кризис у наших слушателей могут возникнуть материальные трудности, и здесь мы готовы пойти навстречу, давая возможность платить в рассрочку. При этом цена обучения в рублях остается неизменной.
— Ваши рекомендации абитуриентам ВШБИ 2009 года.
— На одной из образовательных выставок ко мне подошел молодой человек и спросил: «Ну, объясните мне, почему я должен учиться у вас?» Так вот, я готов это объяснить каждому человеку, кто сейчас ищет бизнес-школу для получения дополнительного образования. Поэтому я приглашаю всех к нам в ВШБИ на Кирпичную улицу в любое удобное время (а не только в Дни открытых дверей Высшей школы бизнес-информатики ГУ-ВШЭ). Я приглашаю всех к нам на занятия, после которых можно будет пообщаться с преподавателями, слушателями в неформальной обстановке. Мы открыты для всех и готовы к диалогу.
Борис Старцев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Никитин Виктор Васильевич
Вам также может быть интересно:
«Выпускники направления “Бизнес-информатика” обладают визионерским видением»
Сегодня более 130 российских вузов в 60 городах страны готовят выпускников по направлению «Бизнес-информатика». Перспективы этого направления подготовки обсудили в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ в рамках конференции «20 лет развития направления “Бизнес-информатика” в России».
Как получить дополнительное образование по бизнес-информатике в Вышке
Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ отмечает свое 15-летие. О том, что нового школа предлагает потенциальным слушателям, о возможностях дистанционного обучения и о том, как правильно выбрать программу ДПО, рассказывает директор ВШБИ Александр Олейник.
Московский и петербургский кампусы НИУ ВШЭ приняты в QTEM
10 марта 2017 года московский и санкт-петербургский кампусы ВШЭ были приняты в консорциум ведущих мировых бизнес-школ QTEM. Это значит, что ежегодно 20 лучших студентов магистерских программ по менеджменту и финансам из обоих кампусов будут располагать целым рядом возможностей членов консорциума, а по окончании своей образовательной программы в домашнем университете получат престижный сертификат выпускника QTEM.
Агентство «Eduniversal» присвоило факультету бизнеса и менеджмента ВШЭ степень «3 Palmes of Excellence»
Международное рейтинговое агентство «Eduniversal» присвоило факультету бизнеса и менеджмента ВШЭ уровень «3 Palmes of Excellence», признав его «отличной бизнес-школой с усиливающимся международным влиянием». Соответствующий сертификат был вручен представителям Вышки на торжественной церемонии, которая прошла в кампусе Гарвардского университета.
Будущее сложных технических систем за «роевым интеллектом»
С ростом сложности технических систем усложняются и модели управления ими. Традиционные модели — через единый центр — начинают уступать информационным системам, разработанным на основе принципа «роевого интеллекта». Это позволяет минимизировать ущерб от ошибок управления. В очередном выпуске трендлеттера (информационного бюллетеня) «Глобальные технологические тренды» эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ демонстрируют перспективность применения «роевого интеллекта» на примерах приложений для самоорганизации объектов в сферах транспорта, энергетики и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Студенты программы «Управление информационной безопасностью» прошли обучение в компании Huawei в Китае
Студенты магистерской программы «Управление информационной безопасностью» Катерина Аринаркина, Эльдар Бейбутов, Евгений Гусев, Нина Осенмук и Аминат Тарчокова прошли обучение в компании Huawei в рамках глобальной программы «Seeds for the Future». Двухнедельный курс был посвящен изучению современных информационно-коммуникационных технологий, принципов защиты информации в ходе работы с ними, опыта обеспечения информационной безопасности в корпорации, имеющей обширную филиальную сеть по всему миру.
Здравоохранение становится все более зависимым от информационных технологий
Уже к 2018 году совокупный объем рынка мобильного здравоохранения может составить свыше 26 млрд долларов при среднегодовом темпе роста до 61%. В новом выпуске трендлеттера «Глобальные технологические тренды» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представлены три перспективных направления разработок, связанных с развитием информационно-коммуникационных технологий, которые могут вывести на новый уровень мониторинг здоровья и образа жизни, диагностику заболеваний и качество хирургических услуг.
Как преподавать бизнес-информатику
В Высшей школе экономики прошло ежегодное заседание Учебно-методического совета по направлению обучения «Бизнес-информатика» и тематически связанная с ним международная конференция «Управление ценностью компании с помощью субъектно-ориентированного подхода».
ВШЭ впервые в России открывает программу для менеджеров по компенсациям и льготам
Каждый год в России за нарушения дисквалифицируются около 5 тысяч специалистов в сфере оплаты труда. Высшая школа юриспруденции НИУ ВШЭ предлагает новую программу профессиональной переподготовки, которая находится на стыке экономики труда, трудового права и управления человеческими ресурсами. Ее выпускники будут обладать значительно более широкими компетенциями, чем обычные специалисты отделов труда и заработной платы.
Ростелеком и ВШЭ: сотрудничество в сфере инноваций
ВШЭ и ОАО «Ростелеком» заключили соглашение о сотрудничестве в области образования, науки и технологических разработок.