«Для Высшей школы экономики обучение технологиям ИИ — гигиеническое требование»
«Технологии будущего: единое мировое пространство или каждый сам за себя» — такой вопрос был вынесен в название сессии, состоявшейся 19 июня при поддержке Альфа-Банка на ПМЭФ-2025. В дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, в роли модератора выступила журналист, телеведущая и общественный деятель Ксения Собчак.
Открывая дискуссию, Ксения Собчак отметила, что сейчас мы переживаем вторую технологическую революцию. Первой стало всеобщее использование компьютеров и интернета, а вторая связана с ИИ, и это означает, что на наших глазах будет происходить огромное количество прорывов в экономике, медицине и вообще в нашем человеческом существовании.

«Казалось бы, вот шанс объединить усилия как никогда, всем вместе оказаться перед новыми вызовами и возможностями, но эти прорывы происходят на фоне глобального технологического раскола, и в этом огромное количество дополнительных вызовов для всех нас», — подчеркнула модератор.
Владимир Верхошинский, главный управляющий директор Альфа-Банка, заявил, что политика технологической изоляции ведет в тупик, так что его банк ставит во главу угла открытость. Раньше, в индустриальной экономике, можно было запатентовать шестеренку, станок, робота, а сейчас, в цифровой экономике, невозможно запатентовать код, любые инновации легко копируются, и спикер считает, что это хорошо.

«Западные страны были великими в 1990-х — начале 2000-х, когда они являлись технологическими лидерами и открыто делились технологиями с миром», — добавил Владимир Верхошинский. По его мнению, сейчас лидеры многих стран проводят протекционистскую политику, пытаясь все закрыть и запретить.
Обращаясь к Никите Анисимову, Ксения Собчак констатировала, что Высшая школа экономики как кузница кадров тоже должна сталкиваться с этими вызовами современности, и, в частности, поинтересовалась, как университет адаптирует свои программы под запросы ИИ.
Никита Анисимов уточнил, что кузницей кадров можно считать всю систему образования, при этом одни просто готовят к рабочему месту, а другие создают технологии завтрашнего дня, думают о будущем и формируют ценности будущего. «Для нас важно, и таких университетов не так много в мире, чтобы была среда, которая создает будущие технологии. Должны быть в мире университеты, которые являются кузницей не кадров, а технологий будущего», — сказал он. Такие институции — университеты — есть и в нашей стране, и в мире, там внедряют технологии ИИ в учебный процесс, обучают этим технологиям.

«Для Высшей школы экономики обучение технологиям искусственного интеллекта — гигиеническое требование. У нас студенты уже на первом курсе сдают экзамен по цифровой грамотности, а если не сдают, мы их отчисляем», — пояснил ректор.
Он также рассказал, что 1% ведущих университетов всего мира конкурирует за 1% талантов всего мира, и каждый человек рассматривает учебу в этих университетах как попадание в особую среду и культуру, инвестицию в себя, создание возможностей для самореализации, а не подготовку под конкретное рабочее место. Для России, по мнению Никиты Анисимова, изначально было характерно именно такое понимание университета.
Ректор Вышки также выдвинул гипотезу, что подготовка студента под конкретное рабочее место сегодня обусловлена сильным демографическим воздействием на рынок труда. Так что решение демографической проблемы будет способствовать сохранению сущности университетского образования.
«Кузница кадров для чего нужна? Чтобы рабочие места заполнять. И тогда ты каждому университету, даже тому, который должен создавать среду для создания будущего, говоришь: слушай, но у нас людей не хватает. Поэтому решение демографического вопроса критически важно для технологического лидерства», — подчеркнул Никита Анисимов.
Вопросы модератора, адресованные президенту «Ростелекома» Михаилу Осеевскому, касались возможности трансформации различных решений с ИИ для редактуры, дизайна, визуала и проч. в единую систему. «Много разных кошельков, в них лежат разные валюты. Вроде бы упорядочено, но по факту хаос», — провела аналогию Ксения Собчак.

Михаил Осеевский ответил, что единое универсальное решение, которое будет эффективно для разных типов задач, создать невозможно. «Поэтому мы создаем для себя, а потом выводим на рынок продукт “нейрошлюз”, позволяющий сотрудникам и клиентам в зависимости от задачи, которую нужно решить, обратиться к “находящимся под капотом” разным “движкам”. Это могут быть глобальные сетки», — пояснил он.
При этом, по его мнению, нужно иметь в виду, что для обеспечения безопасности и суверенитета в решения, которые нам не принадлежат, можно загружать не всякую информацию. В корпоративной деятельности взаимодействие должно осуществляться с теми нейронными сетями, которые находятся в наших ЦОДах и которые специальным образом обучены на нашем материале.
«Мы считаем, что нужно ориентироваться на многообразие, но в рамках одного продукта, обеспечив личную и корпоративную безопасность», — заключил Михаил Осеевский.
В дискуссии также приняли участие заместитель министра финансов Российской Федерации Иван Чебесков, председатель правления Московской биржи Виктор Жидков, писатель-футурист из Сингапура, автор бестселлера «ИИ 2041» Чэнь Цюфань.
В завершение Ксения Собчак предложила участникам сессии кратко ответить на вопрос, вынесенный в ее название. Как выяснилось, к единому мнению о том, удастся ли создать единое мировое пространство технологий, спикерам прийти не удалось.
Оптимистичную формулировку предложил Владимир Верхошинский: «Технологии не имеют границ, особенно сейчас, в цифровом мире, как дружба и любовь. Возможно, в краткосрочной перспективе 30–50 лет каждый будет сам за себя, а если посмотреть стратегически на 100–200 лет вперед, нас ждет единое мировое, хочется надеяться, что прекрасное, пространство».
Вам также может быть интересно:
В НИУ ВШЭ запущены стратегические технологические проекты
Стратегические технологические проекты Высшей школы экономики реализуются в интересах достижения целевой модели развития университета и предусматривают формирование пула инновационных продуктов и услуг. Они сформированы по трем направлениям: социально-экономическое и научно-технологическое прогнозирование, технологии связи 6G и искусственный интеллект.
Ростех и Вышка стали партнерами в сфере инженерной подготовки и научных исследований
Госкорпорация Ростех и Высшая школа экономики заключили соглашение о стратегическом партнерстве в сфере науки и образования. Документ направлен на проведение совместных исследований, подготовку высококвалифицированных кадров и формирование научно-технического задела в интересах высокотехнологичных отраслей России. Кроме того, совместно с московской школой № 58 будет вестись профориентация школьников по направлениям инженерии, ИТ и кибербезопасности.
В Вышке пройдет Международная школа БРИКС: Новое поколение
Открыта регистрация на Международную школу БРИКС: Новое поколение — один из ведущих международных образовательных проектов, ориентированных на молодых лидеров, интересующихся повесткой глобального развития и сотрудничества в рамках БРИКС.
НИУ ВШЭ укрепляет отношения с Пекинским университетом
21 июля в Высшей школе экономики побывала делегация Пекинского университета в составе сорока человек — студентов, преподавателей, административных сотрудников во главе с исполнительным проректором Пекинского университета, директором Высшей школы Пекинского университета в Шэньчжэне Чжан Цзинем. Руководители двух университетов обсудили направления дальнейшего сотрудничества, а представители трех факультетов НИУ ВШЭ провели рабочие встречи с китайскими студентами.
НИУ ВШЭ объединил ученых на международной школе по ИИ в Шанхае
В начале июля в Шанхае проходил Международный летний институт по исследованиям искусственного интеллекта в образовании, организованный Инобром НИУ ВШЭ совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом. Более 50 молодых исследователей и ключевых спикеров из девяти стран — от России и Китая до Канады и Сингапура — собрались, чтобы обменяться последними результатами своей работы и построить новые международные партнерства.
«Мы близки к практическому применению системы бесстимульного картирования головного мозга»
Созданные учеными Вышки совместно с медиками нейроинтерфейсы позволяют установить контакт с головным мозгом и декодировать его сигналы. Их применение создает возможности для стимуляции мозговой активности, восстановления и нормализации мышечного контроля пациентов, перенесших инсульт, инфаркт или страдающих иными неврологическими заболеваниями, а также способствует реабилитации людей с черепно-мозговыми травмами и потерей конечностей. О работе Центра биоэлектрических интерфейсов Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ рассказывает его директор Алексей Осадчий.
Исследователи НИУ ВШЭ представили новую архитектуру нейронных сетей, понимающую симметрии мира
Сотрудники Лаборатории геометрической алгебры и приложений НИУ ВШЭ разработали новую архитектуру нейронных сетей, которая может ускорить и упростить анализ данных в физике, биологии и инженерии. Свое решение ученые представили 16 июля в Ванкувере на ведущей международной конференции по машинному обучению ICML 2025. Текст статьи и исходный код выложены в открытый доступ.
Вышка представила «Умный ортез» на форуме «Надежда на технологии»
С 10 по 11 июля в Москве прошел юбилейный, X Национальный форум «Надежда на технологии». Мероприятие было нацелено на обсуждение инновационных достижений в сфере реабилитационной индустрии. Студенческое конструкторское бюро (СКБ) МИЭМ в сотрудничестве с Институтом когнитивных нейронаук (ИКН) ВШЭ представило «Умный ортез», который был разработан на основе запроса медиков-ортопедов.
Исследователи НИУ ВШЭ выяснили, как часто у россиян с легочной гипертензией встречаются генетические мутации
Команда ученых и медиков впервые в России провела масштабное генетическое исследование пациентов с легочной артериальной гипертензией. Исследователи, включая сотрудников Международной лаборатории биоинформатики факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, изучили геномы более ста пациентов и обнаружили, что примерно у каждого десятого встречаются опасные мутации в гене BMPR2, отвечающем за рост сосудов. Три мутации были описаны впервые. Исследование опубликовано в журнале Respiratory Research.
Эксперты оценили, как трансформируются образовательные системы стран БРИКС
Экспертный совет БРИКС — Россия, работающий на базе Высшей школы экономики, совместно с Институтом образования ВШЭ подготовил аналитический доклад «Трансформация систем общего образования стран БРИКС». Исследование позволяет проследить, как страны объединения решают общие задачи, включая равный доступ к школьному образованию, внедрение цифровых решений, поддержку инклюзии, языкового многообразия и межкультурного диалога.