Развитие ДПО в Вышке: в основе — управленческая и образовательная аналитика

В апреле состоялась проектно-аналитическая сессия, посвященная итогам и перспективам развития дополнительного профессионального образования в университете. Ее участники обсудили, какие шаги необходимо предпринять, чтобы амбициозные цели, обозначенные в Программе развития НИУ ВШЭ в части роста сегмента ДПО, были выполнены, а в идеале даже перевыполнены. В роли модератора выступил старший директор НИУ ВШЭ Андрей Лавров.
Рынок растет, диплом Вышки в цене
Руководители консалтингового агентства ProductHub Евгений Паршин и Никита Булгаков представили результаты исследования, посвященного анализу рынка ДПО и положению НИУ ВШЭ на этом рынке.
Один из ключевых выводов — рост рынка в денежном выражении с 2019 по 2023 год на 65%. С 2021 года заметно выросла доля компаний EdTech, при этом рынок смещается в краткосрочные и практико-ориентированные программы, в которых преобладают следующие направления: дизайн и искусство, IT, маркетинг и коммуникации, анализ данных. Прогнозируется, что к 2030 рост составит еще 100–150%, точки роста — крупные города (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тюмень).
Сильные стороны НИУ ВШЭ, выявленные в ходе анализа, — прежде всего широкий спектр программ (более тысячи, и здесь Вышка опережает другие вузы); преподаватели; признание на российском и мировом уровне. «Диплом или сертификат Вышки ценится высоко. Если человек прошел здесь обучение, он обладает необходимыми знаниями», — констатировал Никита Булгаков. Слушатели программ ДПО ВШЭ также высоко оценивают гибкость формата обучения, легкость заключения договора.
По итогам опроса целевой аудитории ДПО отмечено, что люди готовы учиться чаще. Неожиданный вывод — в будущем году жители Санкт-Петербурга готовы платить за обучение больше, чем жители Москвы. Из всех форматов лидирует онлайн. Аргументами в пользу госвузов (при сравнении с EdTech) являются опыт взаимодействия с ними и репутация.
ProductHub рекомендует организаторам ДПО в НИУ ВШЭ фокусироваться на коротких программах (до 2–3 месяцев), активнее экспериментировать с ИИ, новыми форматами и процессом обучения, предоставлять слушателям как можно больше гибкости в графике, персонализировать программы под каждый сегмент.
«Качественный контент и качественная упаковка»
Еще одна рекомендация ProductHub — обратить внимание на опыт корпоративных университетов, потенциальных лидеров в трансформации ДПО. Результаты исследования «Корпоративные университеты России — 2024» представила заместитель директора ВШБ НИУ ВШЭ Наталья Шумкова, один из авторов исследования, проведенного при финансовой поддержке СберУниверситета. 58 корпоративных университетов ведущих компаний и правительств субъектов Российской Федерации приняли участие в исследовании волны 2024 года.

Шумкова отметила, что в течение трех лет среднегодовой бюджет корпоративного университета остается стабильным (1,1–1,2% ФОТ), несмотря на экономическую и политическую неопределенность. Целевой аудиторией корпоративных университетов крупного российского бизнеса совокупно является более 3,5 млн трудоспособных граждан России, и предназначены они для всех сотрудников компании, а не только для управленческого состава. Многие КУ не отказываются от работы с внешними клиентами, развивая таким образом свою образовательную экосистему, и вовлекают в свои программы сотрудников компаний-клиентов, поставщиков, студентов партнерских вузов и ссузов, школьников.
Доля онлайн-обучения составляет 64% и включает в себя онлайн-курсы, видеоролики и другие образовательные решения в том числе в формате микрообучения, которые помогают работать по принципу «изучил сегодня — применил завтра». Более 70% программ в портфеле корпоративного университета интегрируют в себе несколько типов навыков: цифровые, социальные и профессиональные, при этом доля профессиональных навыков составила 55%.
Отвечая на вопрос модератора, есть ли в корпоративном обучении место для проектов крупного бизнеса с госвузами, Наталья Шумкова отметила, что взаимодействие компании с вузами и ссузами является одним из видов деятельности корпоративного университета, это подтвердили 62% участников исследования. НИУ ВШЭ, включая Высшую школу бизнеса, является наиболее востребованным вузом, бизнес-школой в рамках образовательного партнерства. По мнению эксперта, это отношения партнерства, а не конкуренции: «Каждому корпоративному университету нужен внешний сильный партнер для определенных целевых аудиторий, который обладает экспертизой не только в предмете, но и в создании качественного образовательного опыта».
ДПО как драйвер развития Вышки
Андрей Лавров в своем докладе констатировал, что за последние несколько лет в университете изменилось отношение к дополнительному образованию как к одному из ведущих направлений деятельности, особенно с учетом зафиксированных в интегрированной Программе развития НИУ ВШЭ показателей по ДПО: к 2030 году контингент обучающихся в этом сегменте должен вырасти в 2 раза, а доходы — в 2,5 раза. При этом было отмечено, что в области основного профессионального образования как раз есть ограничения в росте контингента, а следовательно, и доходов, что открывает новые возможности для факультетов при усилении внимания к развитию дополнительного профессионального образования.

В 2024 году в университете была зафиксирована рекордная динамика роста доходов от ДПО — 22%. По оценке Андрея Лаврова, это позволяет выйти на хорошую траекторию и в перспективе выполнить заданный КПЭ, но о суперопережающих темпах говорить пока рано. Исключение — нижегородский кампус, где рост составил 127%. «Точкой применения наших усилий должны быть программы в расчете на те регионы, где Вышка присутствует и где может присутствовать благодаря онлайну, сетевым ресурсам и университетским партнерствам», — считает старший директор НИУ ВШЭ.
По его оценке, люди хотят учиться «не один раз два года и на всю жизнь, а по три дня два-три раза в год всю жизнь». Важный тренд — рост категории слушателей 45+, важной и зачастую платежеспособной аудитории, рынок для которой сегодня практически пуст.
Андрей Лавров подчеркнул, что корпоративная информационная система (КИС) ДПО, действующая в Вышке, позволяет организовать управление на основе данных, и к этому надо стремиться. «Мы открыты к диалогу, — обратился он к коллегам из подразделений. — Если есть запрос на данные по вашим программам, обращайтесь в Операционное управление ДПО». В числе задач общеуниверситетской программы «Фонд развития ДПО» — стимулирование анализа и прогнозирования, качественное обновление системы ДПО, новые форматы и технологии.
Старший директор также сообщил, что в структуре PR-блока будет создано Управление операционного маркетинга, которое окажет подразделениям поддержку в создании продукта, его продвижения и продаж. Планируется запустить Акселератор программ ДПО, в рамках которого по желанию подразделений будет организована совместная работа по созданию новых продуктов и переупаковке действующих.
Основано на данных
Об использовании аналитики в ДПО как основы принятия управленческих решений рассказала начальник Операционного управления ДПО НИУ ВШЭ Оксана Жгун.
Она пояснила, что сейчас КИС ДПО содержит лишь таблицы с данными, но на их основе может быть сформирована управленческая аналитика для руководителей подразделений, которая поможет им понять ситуацию с портфелем программ, контингентом, финансами. Например, можно будет оценить эффективность вложения интеллектуальных и финансовых ресурсов в те или иные программы, понять, почему некоторые слушатели бросают учебу, и т.д.

Первый шаг уже сделан — создана система дашбордов, на которых данные отражаются в виде инфографики и регулярно обновляются. Операционное управление ДПО готово подключить к ним коллег по запросу в тестовом режиме. «Это поможет находить инсайты для дальнейшего развития портфеля программ и его обновления», — отметила Оксана Жгун.
Она уточнила, что достоверность и чувствительность данных зависит от качества работы менеджеров в учетной системе — насколько оперативно и корректно они формируют и обновляют информацию о заключении договоров, приказах о зачислении, дополнительных соглашениях со слушателями и прочем.
Помимо управленческой аналитики, есть образовательная аналитика — системный процесс сбора, анализа и интерпретации данных об учебной деятельности для повышения эффективности образовательных процессов. Для комплексного анализа здесь важны данные не только из LMS, но и из учетной системы.
Оксана Жгун подчеркнула, что Операционное управление ДПО продолжает оставаться открытым для консультаций по вопросам развития ДПО в подразделениях.
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ представил новый инструмент для оценки потенциальных рисков для территорий
В Высшей школе экономики прошла презентация доклада по финансовым решениям для климатической адаптации в России. Учитывая, что, по оценкам, каждый градус повышения среднегодовой температуры может привести к негативному эффекту в размере до 3 трлн рублей ежегодно, меры по адаптации сейчас необходимы, считают эксперты. На презентации ученые НИУ ВШЭ представили цифровой инструмент, который позволяет построить климатический риск-профиль территорий.
НИУ ВШЭ представил рейтинг регионов России по необходимости адаптации к изменению климата
В докладе Высшей школы экономики оценены шесть ключевых климатических рисков для страны: деградация вечной мерзлоты, лесные пожары, засухи, волны тепла, экстремальные осадки и водный стресс. Рейтинг позволяет оценить риски для каждого конкретного региона и скорректировать планы адаптации.
Лингвисты впервые описали историю подготовки переводчиков русского жестового языка
Команда исследователей из России и Великобритании впервые подробно описала, как формировалась и менялась система подготовки переводчиков русского жестового языка (РЖЯ). Это масштабное исследование охватывает период с XIX века до наших дней, раскрывая как достижения, так и проблемы профессиональной среды. Результаты работы опубликованы в сборнике “The Routledge Handbook of Sign Language Translation and Interpreting”.
Вышка запустила международный проект по изучению русского языка как иностранного
В середине октября состоялось торжественное открытие Международного образовательного онлайн-клуба по русскому языку как иностранному и русской культуре Школы иностранных языков ВШЭ. Проект GLAGOL’ объединил участников из 20 стран — иностранных студентов и преподавателей 10 факультетов Вышки, а также свыше 10 российских и зарубежных вузов.
ВШЭ наметила образ городов будущего
В ближайшие десятилетия муниципалитеты изменятся и станут пространствами здоровья, идентичности и цифровых решений. Ключевые тенденции городской трансформации обозначила проректор НИУ ВШЭ Вероника Минина, выступив в рамках Международного муниципального форума БРИКС — 2025. Также в рамках форума декан факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Николай Куричев представил природно-климатические проекты ученых университета.
Ошибки, которые всё объясняют: ученые обсудили будущее психолингвистики
Мировая лингвистика сегодня переживает «многоязычную революцию»: эпоха англоязычного доминирования в когнитивных науках подходит к концу, все чаще исследователи изучают многообразие языков мира. Более того, мультилингвизм из экзотики становится нормой, что кардинально меняет представления о когнитивных возможностях человека. В Вышке обсудили будущее развитие экспериментальной лингвистики.
Ученые НИУ ВШЭ создали среду для моделирования подключенного и беспилотного транспорта
Разработка группы исследователей и студентов во главе с преподавателем департамента компьютерной инженерии МИЭМ ВШЭ Виталием Степанянцем, реализуемая в Учебной лаборатории систем автоматизированного проектирования МИЭМ ВШЭ под руководством Александра Романова и Александра Американова, впервые в мире позволяет одновременно учитывать детальное моделирование восприятия окружающей среды беспилотным транспортом и распространения сигналов подключенного транспорта. На сегодняшний день среда не имеет аналогов среди программ такого рода с открытым кодом.
«Развернуть обсуждение политики в области высшего образования в доказательное русло»
29 октября в НИУ ВШЭ открылась XVI Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО) на тему «Высшее образование: между частным и общественным благом». Для участия в конференции зарегистрировались более 600 человек из 32 регионов России и семи зарубежных стран, поступило рекордное число заявок на выступления с докладами — 242, из которых было принято 88.
Облака ближе, чем кажется: итоги форсайт-сессии iFORA
Интеллектуализация управления, синергия с ИИ и переход к микрооблакам — такими будут главные тренды цифровой экономики в ближайшее десятилетие. На форсайт-сессии в НИУ ВШЭ ведущие эксперты в сфере облачных технологий обсудили их эволюцию до 2040 года — от интеллектуализации процессов до идей о переносе хранилищ в космос, чтобы минимизировать экологический ущерб планете.
Встреча с делегацией «Синьхуа»: в Вышке обсудили вопросы современной журналистики
22 октября в НИУ ВШЭ состоялась открытая встреча с представителями китайского информационного агентства «Синьхуа» во главе с руководителем аппарата генерального директора Сунь Чжипином. Обсуждались актуальные проблемы журналистики и особенности работы информационных агентств в современном медиапространстве. Многие студенты воспользовались возможностью задать вопрос и попрактиковаться в общении на китайском языке. Визит был организован факультетом мировой экономики и мировой политики совместно с Институтом медиа НИУ ВШЭ и информационным агентством ТАСС.


