Как должен работать ЗАГС
23 августа в здании Правительства РФ состоялось заседание Рабочей группы по вопросам стандартизации и регламентации исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг при Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Заседание прошло под председательством руководителя группы, ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Напомним, что Рабочая группа при Правительственной комиссии по проведению административной реформы оценивает и занимается доработкой административных регламентов, которые на сегодня регулируют выполнение более трети функций федеральных органов исполнительной власти. Регламенты призваны, с одной стороны, облегчить гражданам решение различного рода вопросов в госучреждениях (скажем, получение справок), а с другой стороны — упростить работу чиновникам, обретающим в виде регламентов инструмент квалифицированного ведения процедур официального характера.
Открывая заседание, Я. Кузьминов сообщил, что в этот раз на рассмотрение группы выносится проект Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации. Проект представила заместитель директора департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Министерства юстиции РФ Ирина Алябьева. Анализ, проведенный экспертами ГУ-ВШЭ, отметила она, показал, что регламенты, принятые субъектами Российской Федерации, а также регламенты, одобренные местными органами власти, зачастую противоречат действующему законодательству, что порождает разночтения, а главное, усложняет работу соответствующих госорганов и порой может привести к тому, например, что при обращении в эти органы гражданам приходится предоставлять избыточное количество документов. Вот почему появилась необходимость разработки единого административного регламента по работе ЗАГСов (государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства).
В документе подробно описаны процедуры, касающиеся государственной регистрации, которая определяется порядком, установленным Федеральным законом №143-ФЗ: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть. Отдельно выделены разделы о выдаче повторных свидетельств (справок) о государственной регистрации актов гражданского состояния, внесении исправлений, восстановлении и аннулировании записи актов гражданского состояния. Содержатся в проекте и требования к порядку исполнения госфункции по регистрации актов гражданского состояния. Новый регламент, отметила И. Алябьева, четко определяет все требования к предоставляемым документам, что исключает всякого рода злоупотребления.
В ходе обсуждения проекта выступила научный сотрудник Института государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ Мария Гинтова, отметившая, в частности, что в регламенте должны быть более подробно описаны процедуры межведомственного взаимодействия по регистрации актов гражданского состояния и предусмотрена возможность для граждан подавать заявления в учреждения ЗАГС в электронном виде. Участники заседания уточнили пункты, касающиеся взимания госпошлины, выплачиваемой заявителями за государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе по реквизитам платежных документов, размещаемых на сайте соответствующего учреждения. Участники дискуссии высказались за то, что регистрация актов должна производиться непосредственно в день обращения граждан.
С проектом административного регламента на заседании был представлен также список органов исполнительной власти субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, с указанием их адресов, контактных телефонов и адресов электронной почты, а также блок-схема последовательности действий при исполнении государственной функции регистрации актов гражданского состояния.
Участники обсуждения сочли целесообразным включить в проект регламента порядок передачи сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния соответствующим органам государственной власти и внебюджетным фондам, органам местного самоуправления, в том числе при использовании государственной информационной системы государственной регистрации актов гражданского состояния. По предложению Я. Кузьминова, составителям документа было предложено подготовить более подробную справку, касающуюся административных процедур при проставлении апостиля на свидетельствах о государственной регистрации актов гражданского состояния. В целом, по мнению Я. Кузьминова, Минюст подготовил качественный документ, который после доработки можно направлять для подготовки экспертного заключения в Минэкономразвития России.
Николай Вуколов, Новостная служба портал ГУ-ВШЭ
Гинтова Мария Александровна
Вам также может быть интересно:
«Умное регулирование» для России
Механизмы «умного регулирования», в основе которых концепция Национального совета по совершенствованию правового регулирования — в докладе директора Центра ОРВ НИУ ВШЭ Даниила Цыганкова.
Всероссийский мониторинг административных регламентов — 2009, М.: ГУ-ВШЭ, 2010
В работе приводятся некоторые результаты Всероссийского мониторинга административных регламентов исполнения государственных функций, проведенного в 2009 году: оценка процесса регламентации на уровне федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, анализ практики применения административных регламентов и результаты юридического анализа административных регламентов федеральных органов исполнительной власти, отобранных для мониторинга.
Госслужба: улучшение при сокращении?
13 октября в РИА Новости прошел круглый стол «Модель развития государственной службы в России», в котором принял участие декан факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ Алексей Барабашев. Участники обсудили, в частности, проблемы сокращения по инициативе Президента РФ числа госслужащих на 20%.
Честные, обманщики и оппортунисты
18 февраля прошел семинар «"Пределы контроля": административные регламенты и контроль за действиями чиновников», организованный Лабораторией институционального анализа экономических реформ (ЛИА) ГУ-ВШЭ.
Всероссийский мониторинг внедрения административных регламентов
Публикация основана на результатах научно-исследовательской работы «Исследование и анализ внедрения административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг».
Услуга государева
Оказание госуслуг — лакомый кусок для любого чиновника, особенно если знать, как превращать бесплатную госфункцию в платную госуслугу. Разрабатываемый единый реестр и новый законопроект о госуслугах призваны лишить чиновников прибыльного бизнеса и снизить административные барьеры. Однако на деле может получиться иначе.
Государственные услуги: стандартизация и регламентация
При Правительственной комиссии по проведению административной реформы создана рабочая группа по вопросам стандартизации и регламентации исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг. Руководителем группы назначен ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Для бизнеса и для людей
17 апреля в ГУ-ВШЭ состоялся научно-практический семинар по теме "Создание и развитие многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации".
Регламенты: от Петра Великого до наших дней
8 апреля участники Х Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества обсудили качество государственных услуг в России.
Чтобы не мучиться
19 марта состоялась конференция "Подведение итогов реализации мероприятий административной реформы в 2008 году. Основные направления работы в 2009 году".