В преддверии сезона отпусков эксперты обсудили новый закон о туризме
Высшая школа экономики совместно с Федеральным агентством по туризму РФ провела круглый стол, на котором эксперты обсудили Концепцию нового Федерального закона «О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации».
«Отраслевой туристический закон, принятый в 1996 году, был ориентирован главным образом на решение проблем выездного туризма. Сегодня включенность России в международный обмен туристами заметно возросла, поэтому инициатива Федерального агентства по туризму разработать Концепцию нового Закона о туризме и туристской деятельности в РФ представляется своевременной и правильной», — отметил во вступительном слове Евгений Плисецкий, научный сотрудник Центра региональных исследований НИУ ВШЭ.
По мнению экспертов Центра региональных исследований НИУ ВШЭ, новый закон должен регулировать все виды отношений, возникающих между федеральными, региональными, муниципальными властями, участниками туристического рынка, инвесторами, потребителями туристических услуг. Основные цели Закона — развитие регионов и туристских центров, формализация отношений государства, с одной стороны, и частного бизнеса (инвесторов, участников рынка, потребителей услуг), с другой.
В законе следует предусмотреть нормы, которые позволят ввести единую сертификацию гостиниц, разработать стандарты гостевых домов в сфере сельского туризма, регламентировать процедуру онлайн-бронирования мест, зафиксировать требования к уровню доступности туристской среды для людей с ограниченными возможностями
Задачи, представленные в новом Законе, как считают эксперты Центра региональных исследований НИУ ВШЭ, необходимо расширить в части разработки правовых основ экологического контроля и мониторинга при реализации туристической деятельности, формирования единого информационного поля для всех участников туристической деятельности, применения экономических механизмов и инструментов стимулирования развития и осуществления туристической деятельности (преференции, льготное использование объектов недвижимости иностранными инвесторами в туристских зонах и так далее). Особое внимание должно быть уделено формированию туристических районов и оказанию услуг потенциальным туристам. Как считают эксперты, обозначение приоритетных территорий для развития туризма с одновременным определением видов туристско-рекреационной деятельности, предполагаемых к развитию на данных территориях, привлекут инвесторов. Также эксперты отметили необходимость регулирования и поощрения развития туристского бизнеса со стороны федеральных органов власти, законодательное закрепление стратегии комплексного освоения уже существующих и перспективных туристских рекреационных систем.
Экспертная группа из Архангельской области, передавшая свои пожелания для обсуждения на круглом столе в письменном виде, предложила усовершенствовать статистическую российскую базу учета в сфере туризма, создать единую методику сбора информации, в которую можно было бы оперативно вносить корректировки. По мнению архангельских коллег, в законе следует предусмотреть нормы, которые позволят ввести единую сертификацию гостиниц, разработать стандарты гостевых домов в сфере сельского туризма, регламентировать процедуру онлайн-бронирования мест, зафиксировать требования к уровню доступности туристской среды для людей с ограниченными возможностями. Предусмотреть в законе финансирование из федерального бюджета на конкурсной основе мероприятий по организации экскурсионных и туристских поездок учащихся, прописать основы для школьного и образовательного туризма, а также заложить основы в части развития международного и внутреннего развития морского круизного туризма.
Нужна профессиональная сертификация работников туристской индустрии, независимая оценка качества образования в сфере туризма и общественно-профессиональной аккредитации
Руководитель Агентства по туризму и внешним связям Камчатского края Геворг Шхиян согласился с мнением коллег в вопросе несовершенства российской статистической базы в сфере туризма. «Мы должны проанализировать мировой опыт и понять, что работает у нас, в России, а что нет, что необходимо привнести в закон», — сказал эксперт.
«Безусловно, проект закона должен пройти научную обоснованную правовую экспертизу, — считает Ариадна Кириллова, главный научный сотрудник Института региональных исследований НИУ ВШЭ. — Важнейший вопрос — как повысить удельную долю сферы туризма в экономике регионов России. На данный момент доля туризма в ВВП составляет 7-8%, доля России в мировых показателях — тоже существенно отстает от ведущих туристических держав мира. С этих позиций необходимо повысить не только регулирующую, но и руководящую роль отраслевых органов в сфере туризма (агентства). С одной стороны, Россия будет иметь доходы в региональные бюджеты, а с другой — это активизирует развитие туризма. На уровне регионов нужны четко разработанные туристические схемы, пакеты туристических услуг». Помимо этого Ариадна Кириллова отметила необходимость определить социальную ответственность бизнеса, для того чтобы обязать каждый крупный бизнес (невзирая на то, есть ли субсидирование или нет) направлять своих сотрудников за счет прибыли на отдых. Также эксперт затронула тему продвижения российского туристического продукта в СМИ, в частности на телевидении (рекламировать не отдых в Турции, а российские курорты). Руководитель направления Департамента стратегического развития ОАО «Курорты Северного Кавказа» Александр Шестаков предложил в свою очередь при разработке Концепции проекта федерального Закона учитывать вопросы продвижения российского туризма не только в целом, но и отдельных проектах. А председатель Комитета по туризму Республики Дагестан Магомед Исаев главную проблему отрасли видит в том, что сегодня в ней слишком много «хозяев». «Необходима жесткая вертикаль управления системы туризма и одно министерство по туризму, или одно федеральное агентство, подчиненное напрямую президенту», — считает Магомед Исаев.
В ходе работы круглого стола эксперты затронули вопрос повышения образовательного потенциала обслуживающего персонала в сфере туризма. Ректор Московского государственного института индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича Александр Яндовский считает необходимым расширять круг учебных заведений, готовящих профильных специалистов, так как они сегодня как никогда востребованы рынком (на сегодняшний день в Москве лицензию на ведение образовательной деятельности имеют 101 учебное заведение, аккредитовано — 37). Также ректор отметил, что нужна профессиональная сертификация работников туристской индустрии, независимая оценка качества образования в сфере туризма и общественно-профессиональной аккредитации.
«Сегодня гиды-переводчики, проводники-инструкторы появляются «из воздуха». В новом законе обязательно должна быть отражена четкая система подготовки кадров в туристической отрасли с учетом специфики конкретного региона. Гиды должны быть хорошо подготовлены, получать сертификаты о своей подготовке, проходить стажировку и курсы переквалификации (или повышения квалификации)», — добавил Геворг Шхиян, руководитель Агентства по туризму и внешним связям Камчатского края.
Как сообщила начальник правового управления Ростуризма Изо Арахамия, первоначально принять закон планировали на 2016 году, возможно, этот срок будет меняться. «В любом случае все замечания и предложения коллег мы постараемся учесть при разработке закона, а также в ближайшее время будет сформирована рабочая группа, в которую смогут войти как специалисты от регионов, так и представители бизнес структур», — подытожила эксперт.
Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ
Кириллова Ариадна Николаевна
Главный научный сотрудник Института региональных исследований
Плисецкий Евгений Евгеньевич
Научный сотрудник Центра региональных исследований
Вам также может быть интересно:
Вышка и московский Комитет по туризму проводят международный конкурс видеороликов о городах
Школа дизайна НИУ ВШЭ и столичный Комитет по туризму приглашают молодых режиссёров, аниматоров, операторов и других авторов, работающих с видео, к участию в международном конкурсе коротких видеороликов о городах. Конкурс организован на платформе Школы дизайна НИУ ВШЭ и Института развития креативных индустрий «Креативный город» в рамках форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030».
Сокровища Cевера: как развивается туристический и креативный потенциал Мурманска и Териберки
АНО «Креативная экономика» при экспертно-аналитической поддержке Института исследований культуры факультета городского и регионального развития (ФГРР) НИУ ВШЭ представила качественное исследование туристского потенциала Арктического региона. В ходе исследования специалисты АНО отправились в главные туристские локации региона — Мурманск и Териберку, где провели более 20 глубинных интервью. В исследовании приняли участие местные жители, представители туристического бизнеса в регионе, а также приезжие предприниматели, нелегально оказывающие туристические услуги.
Студенты Вышки стали победителями конкурса «Мастера гостеприимства»
Студенты НИУ ВШЭ Денис Бахарев и Михаил Морозов одержали победу в новом сезоне конкурса «Мастера гостеприимства» — проекте президентской платформы «Россия — страна возможностей» — по направлению «Будущее туризма». В финал, который прошел в Иркутске с 14 по 16 июля, вышли 92 конкурсанта от 18 до 35 лет из 47 регионов России.
«Наш учебный план соответствует вызовам бизнес-среды»
На магистерской программе «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» дают востребованные бизнесом знания, которых пока нет в учебниках. О том, что нового ждет студентов в следующем учебном году, рассказывает академический руководитель программы Марина Предводителева.
«Мечты — это наши мотивации к успеху»
В чем проблема мирового политического рынка? Как письмо со спамом может изменить жизнь? Почему русские считают Новую Зеландию скучным пастбищем и как вести там бизнес, ни разу не побывав в налоговой? Об этом в рубрике «Конструктор успеха» расскажет выпускница факультета политологии Виктория Кузнецова, которая занимается организацией туризма по Новой Зеландии.
Как россияне рассказывают о своих городах туристам
Истории местных жителей о родных местах могут быть основой для формирования туристических брендов.
Представители Вышки в четвертый раз покорили Эльбрус
Участники клуба ВШЭ «Экстремальные виды спорта» в августе этого года в очередной раз покорили самую высокую вершину Европы и России — вулкан Эльбрус. Все участники восхождения получили звание «Альпинист России». О метели с грозой во время восхождения, обеде в любимом кафе Юрия Визбора и многом другом — в дневнике альпинистов.
Студенты ВШЭ зовут с собой в путешествия
В медиадворе Вышки в Хитровском переулке прошел первый фестиваль путешествий НИУ ВШЭ «I like trip». За один день можно было попробовать национальные блюда от студентов Вышки со всего мира, научиться танцевать народные (и не только) танцы, найти работу мечты в сфере туризма на ярмарке вакансий, вдохновиться на открытых занятиях по йоге. А еще выбрать, как провести это лето вместе с одноименным клубом студенческих путешествий «I Like Trip» или Турклубом ВШЭ.
Экскурсия на небо
В июле студенты НИУ ВШЭ из клуба «Экстремальные виды спорта» (ЭВС) водрузили на вершине Эльбруса — одной из самых сложных вершин в мире — флаг Вышки. О непростом характере горы, способах борьбы с гипоксией и прогулках в облаках рассказали Гарри Рутберг, один из руководителей ЭВС, и Александра Олейникова, выпускница Вышки и горный гид клуба.
Студенты организовали конференцию, посвященную изучению туризма
Международная студенческая конференция «Sustainable Tourism Development in the Changing World», проходившая в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, стала площадкой для обсуждения новых подходов в исследовании индустрии туризма и гостеприимства для молодых ученых из Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска, Петрозаводска, Южной Кореи.