Уровень доступа: высший
Высшая школа экономики заняла первое место в рейтинге вузов по уровню доступности информации для абитуриентов (уровню развития интернет-коммуникаций в период вступительной компании 2008 года). Рейтинг составлен агентством РейтОР.
В период вступительной кампании резко повышается коммуникационная составляющая деятельности вузов, конкурирующих между собой за привлечение наиболее талантливых и/или платежеспособных абитуриентов.
Главным коммуникационным средством становится сайт вуза, либо вузовский портал, объединяющий сайты структурных подразделений университетов, вузовских сообществ, вплоть до сайтов отдельных преподавателей и студентов. В этой связи максимально полное открытие вузами своей информации, доступное ее представление, реализация политики информационной открытости приобретает важное значение. Создание позитивного образа вуза у потенциальных потребителей образовательных услуг должно начинаться с организации и планомерного развития коммуникаций с абитуриентами и их родителями.
НРА РейтОР на протяжении последних нескольких лет ведет активную работу по изучению различных аспектов деятельности вузов с целью доведения этой информации до всех заинтересованных сторон, в том числе и до абитуриентов.
Если раньше основными видами коммуникаций с абитуриентами являлись дни открытых дверей и справочники для поступающих в вузы, то в современных условиях основной коммуникационной средой становится глобальная сеть, а главным коммуникационным инструментом выступает сайт вуза. Важным конкурентным преимуществом университета становится не только наличие домена и сайта, но и его информационное наполнение, динамика содержательных изменений, дизайн, удобство пользования, механизмы продвижения в глобальных поисковых и рекламных системах.
Развитие высокотехнологичных коммуникаций позволяет коренным образом изменить все пространство высшего образования, так как заставляет вузовские администрации и управленцев системы образования кардинально пересмотреть отношение к вузовской информации, стимулирует систему к большей (практически полной) информационной прозрачности. Это позволяет не только удовлетворить главные целевые аудитории (абитуриенты и родители, работодатели, студенты, преподаватели), но и дает возможность оптимизировать механизмы государственного и общественного контроля системы образования.
В академической среде ведется дискуссия о необходимом и достаточном объеме раскрываемой вузами информации. Высокотехнологичные рейтинги вузов и исследовательских организаций (первый из них — Webometrics), построенные на развитых наукометрических механизмах и измерениях уровней коммуникаций, показывают, что одной из основ высокой конкурентоспособности университета должна быть его полная информационная открытость.
Экспертами Агентства проведена оценка сайтов 65 вузов, участвовавших в исследовании «Комплексная общественная оценка вузов Москвы», по нескольким критериям. На основании сводной оценки построен рейтинг вузов по уровню доступности вступительной информации для абитуриента, то есть по уровню развития вузовских интерент-коммуникаций в период вступительной кампании 2008 года.
Оценки проводились по трем критериям:
- Динамика новостей (внутренние новости вуза);
- Информация для абитуриентов;
- Доступность информации для иностранных граждан.
(Эффективность работы в поисковых системах не оценивалась).
Критерий «Динамика новостей»
Показатели:
- Оценка числа новостей за последний месяц по 4-балльной шкале.
- Оценка максимального временного интервала между новостями по 4-балльной шкале.
Вес каждого показателя равен 0,5.
Вес критерия «Динамика новостей» равен 0,2.
Критерий «Информация для абитуриентов»
Показатели:
- Оценка удобства перехода в «абитуриентские разделы» по 4-балльной шкале.
- Оценка раздела с данными о стоимости обучения на 2008/2009 учебный год по 4-балльной шкале.
- Оценка раздела с данными о конкурсе за предыдущий год по 4-балльной шкале.
- Оценка работы Форума для поступающих по 4-балльной шкале.
Вес первого показателя равен 0,1; остальных трех показателей - по 0,3.
Вес критерия «Информация для абитуриентов» равен 0,6.
Критерий «Доступность информации для иностранных граждан»
- Оценка наличия и степени развитости иноязычных версий сайтов по 4-балльной шкале.
Вес критерия «Доступность информации для иностранных граждан» равен 0,2.
Каждый критерий нормировался по максимальному значению и приводился к максимуму, равному 100.
Сводная оценка получена путем агрегирования критериев, нормировки по максимальному значению и приведению к максимуму, равному 100.
Рейтинг вузов по уровню раскрытия информации для абитуриента на сайте
В таблице приведен сформированный на основе сводных оценок рейтинг вузов по уровню раскрытия информации для абитуриентов.
В крайнем правом столбце помещены данные о месте некоторых из рассматриваемых вузов в рейтинге Webometrics-2008.
Следует отметить, что технологии Webometrics ориентированы главным образом на изучение исследовательской составляющей деятельности университетов, отраженной на вузовских сайтах, поэтому не следует слишком пристально сравнивать места вузов в двух рейтингах.
Место |
Наименование вуза |
Нормированная |
Место в рейтинге Webometrics-2008 | |
1 |
Государственный университет — Высшая школа экономики |
100 |
887 | |
2 |
Московский государственный университет печати |
97 |
3983 | |
3 |
Государственный университет управления (ГУУ) |
84 |
| |
4 |
Российский государственный торгово-экономический университет |
76 |
| |
5 |
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова |
75 |
129 | |
6 |
Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации |
73 |
| |
7 |
Московский авиационный институт (государственный технический университет) |
72 |
2034 | |
8-11 |
Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации |
64 |
2161 | |
8-11 |
Московская финансово-промышленная академия |
64 |
| |
8-11 |
Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе |
64 |
| |
8-11 |
Российский университет дружбы народов |
64 |
2046 | |
12-13 |
Московский государственный технический университет "МАМИ" |
63 |
| |
12-13 |
Российский государственный гуманитарный университет |
63 |
2064 | |
14 |
Московский государственный индустриальный университет |
62 |
3380 | |
15 |
Московский государственный строительный университет |
61 |
| |
16-18 |
Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева |
60 |
| |
16-18 |
Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации |
60 |
| |
16-18 |
Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию |
60 |
| |
19-22 | Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический институт) |
58 | ||
19-22 |
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) |
58 |
2276 | |
19-22 |
Московский физико-технический институт (государственный университет) |
58 |
838 | |
19-22 |
Московский городской педагогический университет |
58 |
| |
23 |
Московский государственный университет путей сообщения |
56 |
| |
24 |
Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина |
54 |
| |
25 |
Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации |
49 |
2510 | |
26-27 |
Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет) |
48 |
| |
26-27 |
Московский государственный университет дизайна и технологии |
48 |
| |
28 |
Московская государственная академия тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова |
46 |
| |
29 |
Всероссийская государственная налоговая академия |
45 |
| |
30 |
Российский государственный социальный университет |
43 |
| |
31-32 |
Московская финансово-юридическая академия |
42 |
| |
31-32 |
Московский психолого-социальный институт |
42 |
| |
33 |
Московский государственный институт электронной техники (технический университет) |
41 |
| |
34 |
Российский новый университет (РосНОУ) |
40 |
| |
35-42 |
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана |
39 |
1482 | |
35-42 |
Московский государственный университет геодезии и картографии |
39 |
| |
35-42 |
Московский государственный университет пищевых производств |
39 |
| |
35-42 |
Московский технический университет связи и информатики |
39 |
| |
35-42 |
Московский энергетический институт (технический университет) |
39 |
2727 | |
35-42 |
Современная гуманитарная академия |
39 |
3495 | |
35-42 |
Институт гуманитарного образования |
39 |
| |
35-42 |
Российская академия предпринимательства |
39 |
| |
43 |
Московский городской психолого-педагогический университет |
37 |
| |
44-47 |
Государственный университет по землеустройству |
35 |
| |
44-47 |
Московский государственный открытый университет |
35 |
| |
44-47 |
Московский государственный медико-стоматологический университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию |
35 |
| |
44-47 |
Московский педагогический государственный университет |
35 |
| |
48 |
Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации |
32 |
| |
49 |
Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет) |
30 |
| |
50 |
МАТИ - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского |
26 |
| |
51-56 |
Московская академия образования Натальи Нестеровой |
25 |
| |
51-56 |
Московская государственная юридическая академия |
25 |
| |
51-56 |
Московский государственный вечерний металлургический институт |
25 |
| |
51-56 |
Московский государственный технологический университет Станкин |
25 |
| |
51-56 |
Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева |
25 |
| |
51-56 |
Российский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию |
25 |
| |
57-58 |
Московский государственный лингвистический университет |
24 |
| |
57-58 |
Московский государственный университет инженерной экологии |
24 |
| |
59 |
Московский государственный горный университет |
23 |
| |
60-62 |
Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова |
21 |
3054 | |
60-62 |
Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина |
21 |
3880 | |
60-62 |
Московский инженерно-физический институт (государственный университет) |
21 |
1499 | |
63 |
Московский государственный университет технологий и управления |
19 |
| |
64-65 |
Московский архитектурный институт (государственная академия) |
6 |
| |
64-65 |
Московский государственный институт электроники и математики (технический университет) |
6 |
3198 |
Лидер рейтинга — ГУ-ВШЭ отличается особой «продвинутостью» в реализации новых технологий, поэтому вполне ожидаема высокая оценка сайта университета, поддерживаемого сильной редакцией, состоящей, в том числе, и из студентов младших курсов, которые стремятся поделиться информацией и знаниями с новыми абитуриентами на портале ГУ-ВШЭ.
Российский лидер в рейтинге Webometrics-2008 — МГУ имени М.В. Ломоносова занимает высокое место и в рейтинге уровня коммуникаций с абитуриентами, что подтверждает высокую степень внимания администрации МГУ к развитию интернет-коммуникаций, а также высокий уровень работы редакции в таком гигантском вузе как МГУ.
Логично наблюдать в верхнем списке рейтинга такие вузы как МГУП, ГУУ, АНХ, МАИ, МГИМО(У), реализующие долговременные стратегии интернет-коммуникаций.
В то же время может показаться странным нахождение в самом конце рейтинга таких технологически продвинутых вузов как МИФИ и МИЭМ. Действительно, интернет-пространство этих университетов развито, динамично, что подтверждается и присутствием этих университетов в рейтинге Webometrics, но, к сожалению, интернет-коммуникации с абитуриентами выражены значительно слабее.
Хотелось бы отметить высокое (8—11) место негосударственного вуза — МФПА, руководство которого целенаправленно развивает имеющиеся коммуникации со всеми целевыми аудиториями.
Проведенное исследование стало первым публичным опытом оценки собственно вузовских сайтов отечественных высших учебных заведений, и на данном этапе оно ограничено суженной предметной областью, облегченным методическим подходом и немногочисленным экспертным пулом. НРА РейтОР будет развивать направление деятельности по оценке сайтов, и мы надеемся, что изучение и оценка коммуникационных механизмов вузов на развитых методических принципах и технологических платформах поможет не только в процессах дальнейшей детализации картины образовательной среды, но и мотивирует вузы к большей прозрачности, повышению внимания к развитию коммуникаций со всеми аудиториями.
Независимое рейтинговое агентство в сфере образования «РейтОР»
Оригинальный текст http://reitor.ru/ru/raitings/reit_uri/
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ сохранил лидерство в рейтинге англоязычных сайтов российских вузов
Российский совет по международным делам (РСМД) представил аналитический доклад «Электронная интернационализация: англоязычные интернет-ресурсы российских университетов (2023 г.)». Его составной частью является рейтинг англоязычных сайтов российских вузов, в котором НИУ ВШЭ занял 1-е место.
ВШЭ заняла вторую строчку в зарплатном рейтинге выпускников вузов от SuperJob
Компания SuperJob опубликовала ежегодный рейтинг вузов России по уровню заработных плат молодых специалистов, занятых в отраслях финансов и экономики. Учитывались данные по выпускникам высших учебных заведений 2017–2022 годов. Рейтинг возглавил МГИМО, на втором месте — Высшая школа экономики со средним заработком выпускников-экономистов 150 тыс. рублей в месяц, что выше показателей прошлого года на 10 тыс. рублей.
Вышка вошла в топ-3 экономических вузов России по уровню зарплат выпускников
IT-сервис по поиску работы и подбору сотрудников SuperJob представил рейтинг вузов России 2022 года по уровню зарплат молодых специалистов, работающих в сфере экономики и финансов и окончивших вуз в 2016–2021 годах. Высшая школа экономики — на второй строке.
Вышка уверенно удерживает первую строчку по четырем предметам в рейтинге научной продуктивности АЦ «Эксперт»
Высшая школа экономики заняла 1-е место по четырем предметам рейтинга научной продуктивности российских вузов, который опубликовал Аналитический центр «Эксперт». В восьми предметных областях (срезах) университет входит в топ-5 рейтинга.
ВШЭ — единственный российский вуз в топ-75 рейтинга молодых университетов ТНЕ
Высшая школа экономики заняла 66-е место в рейтинге молодых университетов Times Higher Education, который оценивает вузы в возрасте до 50 лет. THE Young University Rankings является первым в линейке мировых рейтингов, опубликованных в 2022 году.
ВШЭ вошла в топ-150 мировых вузов рейтинга THE Reputation
Высшая школа экономики улучшила результат прошлого года и вошла в диапазон 126–150 репутационного рейтинга Times Higher Education. Среди российских вузов ВШЭ разделила 2–4-е место с МФТИ и СПбГУ.
ВШЭ увеличила присутствие в рейтингах US News Best Global Universities до 6 предметов
В опубликованных сегодня предметных рейтингах университетов мира US News Best Global Universities НИУ ВШЭ представлен в шести предметах (в 2020 году — в четырех). Высшая школа экономики впервые вошла в предметные рейтинги «Искусство и гуманитарные науки» (позиция 207) и «Психология» (позиция 374), а также подтвердила свой лучший результат по предмету «Математика» (позиция 85), устойчиво сохраняя свою позицию в топ-100 лучших университетов мира по этому предмету и вторую среди российских университетов в этом рейтинге.
ВШЭ — в топ-30 лучших вузов мира в рейтинге THE Emerging Economies
Высшая школа экономики устойчиво входит в топ-30 вузов мира по версии рейтинга Times Higher Education Emerging Economies и является одним из лучших университетов России.
ВШЭ вошла в топ-100 по двум предметам рейтинга ТНЕ
Высшая школа экономики вошла в сотню лучших вузов мира по праву и социальным наукам рейтинга Times Higher Education. Помимо этого, университет впервые вошел в топ-150 предметного рейтинга ТНЕ по образованию и в топ-200 по экономике и бизнесу.
ВШЭ сохранила позиции в двух предметных рейтингах ТНЕ
ВШЭ представлена в двух предметных рейтингах ТНЕ: «Компьютерные науки» топ-500 и «Инженерные науки и технологии» в группе 801-1000.