Виртуальный университет: Утопия? Реальность? Перспектива?
Уже несколько лет кафедра общей социологии Высшей школы экономики активно ведет преподавание учебных курсов в режиме онлайн телеконференций с российскими и зарубежными университетами. Магистерская программа «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций» почти наполовину реализуется в этом формате. Об особенностях методики преподавания и стратегических перспективах в интервью рассуждает инициатор онлайн преподавания ординарный профессор ГУ-ВШЭ Никита Покровский.
― Никита Евгеньевич, что такое онлайн учебные курсы в формате телеконференций?
― Давайте добавим к этому перечню терминов еще и «дистантные курсы» в «реальном времени». Просто в нашем профессиональном языке еще не сформировалось какое-то единое понятие, охватывающее все эти позиции. Все это, в общем-то, относится к одному весьма интересному явлению: к уходу образовательного процесса в сферу инфокоммуникаций (кстати, еще один новомодный термин!), к его виртуализации. Говоря проще, образ-модель университета, пребывающего в стенах своего кампуса и мыслящего себя в виде масс студентов и преподавателей, взаимодействующих в учебных аудиториях, постепенно устаревает. Учебный процесс становится все более «отцифрованным», удаленным, мобильным и виртуальным. Такова общая логика инфокоммуникационного общества в целом и университетского образования в частности.
― Это звучит непривычно не только для проверенных жизнью хороших и добрых преподавательских кадров, но и для студентов. Не является ли инфокоммуникационный учебный процесс (назовем его так) данью быстротечной моде?
― Отнюдь. Современные коммуникативные технологии дают прекрасные возможности приблизить друг к другу самые удаленные точки в мировом физико-географическом пространстве. На практике это выглядит приблизительно так. Разрабатывается, координируется и объявляется единый учебный курс для студентов или магистров двух или более университетов. То есть он входит в рабочий учебный план двух факультетов вне зависимости от их расположения. С той и другой стороны есть студенты (магистры) и, соответственно, два преподавателя. Изначально нужна взаимная заинтересованность в теме, содержании и уровне подачи материала. Далее в дело вступают технологии. Соответствующее оборудование (не очень-то и дорогое и вполне доступное) обеспечивает по широкополосному Интернету подачу сигнала из одной аудитории в другую в обоих направлениях, включая изображение в прекрасном разрешении и устойчивый звук. Вот, в сущности, и все. И через 10–15 минут такого дистанционного общения все участники практически забывают, что между ними — тысячи километров. Все это в реальном времени, то есть «в данную минуту», «по-настоящему», а не в записи. Вот это последнее обстоятельство, на мой взгляд, и становится решающим. Благодаря «сиюминутности» коммуникационного контакта возникает чувство аутентичности всего происходящего. В этом смысле запись на носители лекций и семинаров с последующим проигрыванием в аудиториях существенно и принципиально проигрывает онлайн телеконференциям.
― А что делают оба профессора? Какова их роль в этой системе?
― Они делают то, что и обычно: читают лекции, ведут опрос студентов, отвечают на их вопросы, отчитывают тех, кто опоздал или заснул во время занятия. Притом как «своих», так и тех, кто находится в удаленном университете. Часть курса ведет один преподаватель, другую часть (по договоренности и попеременно) — его коллега. Чего же проще! Замечу в скобках, что от использования нового формата выигрывают все. Студенты получают возможность расширить рамки своего общения и становятся частью виртуальной аудитории, включающей таких же, как они, студентов другого университета, — это бесспорный плюс. Преподаватели расширяют свой профессиональный кругозор и, кстати, снижают общую учебную нагрузку, ибо курс читается в соавторстве, на двоих. Наконец, администрация университета также получает дивиденды — символические (преподавание становится комплексным и содержательно «обогащенным») и экономические (каждый университет оплачивает труд только своего преподавателя в рамках его рутинной нагрузки). Не проигрывает никто.
― А есть ли в этой модели свои особенности, сильные и слабые стороны?
― Разумеется, обо всем не расскажешь, но несколько штрихов можно сделать. Я нарисовал своего рода симметричную модель: оба университета находятся в абсолютно равном положении. Но существуют и другие варианты. Например, для обеих аудиторий читает курс один профессор, а на другом конце находится только тьютор, организующий студентов. Все решается по ситуации и по обстоятельствам. Можно не только читать курс онлайн в виде классических лекций: телеконференции позволяют работать и в формате дискуссий, научных симпозиумов, исследовательских групп, «мозговых атак», защиты дипломных проектов и диссертаций и так далее. Все это уже происходит, в том числе и в Высшей школе экономики. Конечно, для работы в режиме телеконференции преподаватель должен обладать способностью к активному управлению коммуникацией, быстрой интеллектуальной реакцией, прекрасно владеть аудиторией. В этом ему должен помогать ассистент, который не только готовит оборудование к связи, но и работает с телекамерой, сфокусированной на говорящем в данную минуту. (Некоторые виды оборудования позволяют делать такую фокусировку автоматически.) Технически можно устраивать одновременные соединения-подключения не двух университетов, но многих — до 30. Но это уже несколько иной формат, хотя тоже весьма перспективный.
― Это по-прежнему ваше ноу-хау, эксперимент или рутинный метод организации учебного процесса?
― Как раз последнее. Хотя мы по-прежнему экспериментируем, ищем «новые формы», но в своих основных параметрах онлайн дистантный учебный процесс превратился в повседневность, кстати, весьма эффективную. В течение учебного года в наших виртуальных аудиториях бывают многие выдающиеся социологи из многих стран мира, живые классики. Регулярные совместные курсы связывают нас с университетами Санкт-Петербурга, Саратова, Иркутска, а также Германии, США, Канады. На очереди — новый курс по этномультикультурной социологии с Сиднейским университетом в Австралии. Куда уж дальше! Спрашивается, как иначе можно было получить для моих студентов столь высококлассных профессоров страны и мира, затратив на это минимум средств? Только так.
― Не означает ли это, что отныне все перестанут ездить и будут общаться по телемостам?
― Нет. Теория и практика онлайн образования в режиме телеконференций показывает, что реальные перемещения в пространстве продолжаются. Поездки с научными и учебными целями сохраняются. Но они становятся совершенно иными и для студентов, и для преподавателей. Из общеознакомительных они превращаются в сфокусированные на решение конкретных задач, ибо и те, кто едут, и те, кто принимают, уже прекрасно знают друг друга по онлайну, у них уже есть общие проекты, общие методики и прочее. Мне неоднократно приходилось наблюдать подобный эффект.
― Получается, что онлайн курсы в режиме телеконференций и есть «соль земли» и будущее университетского образования?
― Отчасти, но не абсолютно. Телекурсы и телеконференции — одна из форм, в которой в силу обстоятельств я смог реализовать себя как преподаватель. Но есть и другие варианты. Например, включение в учебный процесс спутникового телевидения или Интернет-телевидения. Это тоже в реальном времени, но в другой информационной среде. Хотя, впрочем, по опыту знаю, все это интегрируется. Есть так называемое E-learning: учебный процесс полностью ведется через активно работающий сайт, на котором размещается абсолютно все, что необходимо. Действует режим интерактивного общения с преподавателем по Скайпу или как-то иначе. Скажу так, это не моя среда и не мой путь. Но он существует и расширяется.
― И что тогда впереди?
― Все то, о чем только что шла речь. Мы развиваем проект Международного социологического онлайн-университета. В нем все основные курсы по общей социологии и частным социологическим дисциплинам будут читать лидеры мировой социологии (каждый по своей узкой тематике). При этом в качестве оффлайн аудитории будет выступать студенты родного для лидера университета, а участниками курса станут все те университеты, которые участвуют в общем онлайн пуле. В свою очередь университеты-реципиенты в следующем цикле становятся донорами для всех участников пула. Таков проект, который в идеале создаст новую структуру, пока еще беспрецедентную. Интересны проекты открытия спутникового телеканала «Социология-экспертиза», который выведет на спутник сигнал, передающий в онлайне (или в записи — в зависимости от часовых поясов вещания), в том числе и учебные курсы по социальным наукам, читаемые в наших университетах. Все это возможно и все это более выполнимо, чем можно предполагать.
Вам также может быть интересно:
На факультете бизнеса и менеджмента открылась студия записи онлайн-курсов и вебинаров
Цифровизация образования невозможна без внедрения технологий. Современная видеостудия, появившаяся на ФБМ, работает на базе программного обеспечения Jalinga, придуманного российскими специалистами для дистанционного обучения. Преподаватели и студенты смогут самостоятельно записывать лекции и проводить онлайн-трансляции.
Системы онлайн-образования в России станут экономически устойчивы к 2020 году
14 сентября в НИТУ МИСиС продолжила работу международная конференция EdCrunch 2015, посвященная новым образовательным технологиям. В обсуждении перспектив массовых онлайн-курсов в России приняли участие вице-премьер Аркадий Дворкович, заместители министра образования и науки РФ Александр Климов и Александр Повалко, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, создатели ведущих международных платформ онлайн-обучения.
Лучшие курсы E-Learning
В двух из трех конкурсов, проводившихся в рамках Международного форума по образованию «E-Learning Россия: возможности электронного обучения сегодня», победили разработки Высшей школы экономики.
Публично, через Атлантику
18 декабря в Высшей школе экономики прошел очередной телемост в рамках магистерской программы «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций». Публикуем видеозапись.
Воскрешение просьюмера
11 декабря на кафедре общей социологии ГУ-ВШЭ состоялся очередной телемост в рамках магистерской программы «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций», в котором участвовал выдающийся социолог Джордж Ритцер. Публикуем видеозапись.
Межуниверситетская глобализация
8 декабря прошел последний семинар в рамках видеокурса «Права человека в глобализующемся мире», который посредством телемоста вели для российских и американских студентов заведующая кафедрой публичной политики ГУ-ВШЭ Нина Беляева и профессор Университета Джорджа Мейсона (США) Джон Дейл.
Международная научная школа
С 14 по 18 сентября в ГУ-ВШЭ прошла Международная научная школа «Современные проблемы интеллектуальных систем поддержки принятия решений». Школа была организована в формате телеконференции между Вышкой в Москве и двумя филиалами: Нижегородским и Пермским.
В магистратуру — по телемосту
13 марта прошел первый телемост между Пермским и Санкт-Петербургским филиалами ГУ-ВШЭ.