«Массового закрытия вузов не будет». Ректор ВШЭ о трендах будущего образования
В начале прошлого года никто и подумать не мог, что высшее образование за считаные дни перейдет в онлайн-формат, но цифровые технологии открывают перед вузами новые возможности, от которых они вряд ли теперь откажутся. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов в интервью ТАСС рассказал о том, каким будет образование в ближайшем будущем, откажутся ли университеты от кампусов в пользу онлайна и как дистанционный формат учебы может повлиять на общество.
Ярослав Иванович, сегодня многие говорят, что высшее образование после пандемии не будет прежним…
Пандемия и вынужденная изоляция сами по себе ничего нового не создали ни в отношении содержания, ни в отношении методов и форм. Все, что мы наблюдаем сегодня: массовые онлайн-курсы, онлайн-семинары, сетевые образовательные программы, — было создано и применялось до пандемии. Просто практически все «образовательные игроки» освоили эти новые технологии.
Сможем ли мы «с облегчением вернуться» к старым форматам? Наверное, в балетных классах и химических лабораториях — да. К слову, Вышка не переводила в онлайн ни лабораторные работы химиков, физиков и биологов, ни творческие мастерские дизайнеров, ни полевые работы археологов
С облегчением мы восстановим эмоциональную сторону университета, все, что связано с роскошью личного и группового общения, «броуновское движение» огромного кампуса и возникающие из этого «прекрасные неожиданности». Надо сказать, что один из минусов онлайн-образования — невозможность просто столкнуться с кем-нибудь в коридоре. Все происходит, но все надо заранее планировать…
Но университет уже точно не будет прежним. Слишком много новых возможностей мы увидели за этот год. Грех их не использовать.
Уже с этого года почти 12% учебных курсов преподается на все четыре кампуса Вышки, часть их читают команды ученых из нескольких городов. Мы впервые наняли больше ста ведущих мировых ученых в качестве «удаленных профессоров»: они ведут занятия, руководят научными семинарами, к ним можно записаться на консультацию — все это не покидая своего базового университета. Знаменитая Апрельская конференция ВШЭ прошла полностью в онлайн-формате — и вовлекла более чем в два раза больше участников, чем раньше.
Другими словами, мы видим огромное расширение возможностей: выбора для студентов, круга общения для ученых, «своей» аудитории и успеха для преподавателя. Это можно сопоставить разве что с изобретением книгопечатания.
По вашему мнению, что будет с высшим образованием в ближайшие десять лет?
Будут сильные изменения. Просто раньше они откладывались. Если сравнивать 2020 и 2010 годы, в университетах изменилось не так много. Наоборот, к 2030 году новые формы выйдут на первый план и приведут к новому качеству высшего образования.
Действуют три фактора изменений: ускорение обновления технологий и следующих за ними квалификаций. Цифровая революция. И экспоненциальный рост объема полезной информации.
Образование по своему «генному коду» — сфера консервативная. Его функция — трансляция культуры, передача новому поколению накопленного богатства знаний и умений. И неважно, это накопление случилось за четыре века до нас, если мы читаем Шекспира, или за последний год.
Но высшее образование отличается от школы и от профессионального колледжа — оно транслирует результаты свежих исследований, учит студентов не только принимать знание, но и оспаривать его, сомневаться и опровергать.
Став массовым, высшее образование в XX веке во многом утратило эту особенность, свою корневую черту, стало во многом просто транслировать готовое знание. Сейчас настоящих исследовательских университетов в мире — едва ли треть, остальные фактически не формируют инноваторов.
Революция, в которой мы с вами участвуем, возвращает высшее образование к его исходному, гумбольдтскому состоянию. Для каждого, кто любит университет и переживает за него, — это набор прекрасных возможностей.
Какие черты «новой реальности» видны уже сейчас?
Во-первых, это существенное расширение аудитории. Часто говорят, что к этому привел вынужденный переход в онлайн. На самом деле это не так, все инструменты существовали и раньше. Просто образование — самая консервативная сфера из всех возможных. И отрицание было основано на нежелании что-то менять. Пандемия же сделала использование онлайн-технологий доступным и необходимым для всех.
Даже те, кто не признавал ранее цифры, теперь вынуждены работать в этой среде. Не факт, что всем понравится в этой среде оставаться, но барьеры уже уничтожены. Думаю, что это большое изменение в мозгах и тех, кто учит, и тех, кто учится
Последние 20 лет по всему миру можно было наблюдать одинаковую картину: люди переставали посещать лекции. Но отбрасывали ли они материал, который там давался? Оказывается, нет. Те, кто ходил на лекции, стримили их записи студентам своей группы. То есть студенты сами естественным путем перешли к пусть немного «партизанскому», но все-таки формату онлайн-курсов, который сейчас стал завоевывать мир.
Аудитория слушателей онлайн-курсов одной только Высшей школы экономики сейчас составляет более 3 млн человек во всем мире. Из них не все доходят до того, чтобы получить диплом, не все доходят до того, чтобы заплатить за курс. Но никто же не ругает библиотеку за то, что ты 50 книг открыл, посмотрел и только 51-ю пошел читать. Так реализуется выбор человека. Онлайн-образование дает немыслимое раньше расширение предложения. Неважно, где ты учишься и где ты живешь, есть ли у тебя возможность переехать в другой город или страну. В любой точке земного шара ты включен в систему передачи знаний, обсуждения нового знания, которое предлагается учеными из ведущих мировых центров.
Второе глобальное изменение, которое мы наблюдаем сейчас, — это короткие обучающие программы и система так называемых микростепеней. Срок жизни технологии в современном мире составляет менее пяти лет.
Принимать человека в институт, рассчитывая, что он в итоге освоит определенную технологию и найдет потом рабочее место, — так можно было делать 50 лет назад, но сейчас это невозможно. Потому что технология умрет раньше, чем ты получишь диплом
Но на рынке труда ты должен предъявить свидетельства о конкретных квалификациях — и микростепени выполняют эту задачу. Подготовка для микростепени может осуществляться и вне университета (в мире есть масса коммерческих курсов, готовящих к профессиональным экзаменам) и как часть большой образовательной программы. Если университеты не хотят терять доходы, они будут стремиться освоить этот рынок.
Третье. Система образования будет больше, чем сейчас, опираться на внешние по отношению к вузам образовательные ресурсы и сервисы. Образование структурируется на два сегмента: предоставление конкретных обучающих и оценивающих сервисов («коротких» образовательных продуктов, хорошо алгоритмизируемых, технологичных, с четко измеримыми результатами) и образовательной среды, в которой происходит развитие личности студента. Образовательная среда в исследовательском университете — одна, она включает, в первую очередь, общение с учеными и участие в исследованиях; в teaching university — другая, в большей степени сформированная через личное общение студентов, через участие в социальных проектах.
На фоне широкого использования внешних образовательных сервисов более четко выделится сфера ответственности самого вуза — это развивающая среда, среда общения. Университет и сегодня формирует систему личных связей, знакомств, отношений человека, часто он проносит ее через всю жизнь, и она поддерживает его карьеру. В науке это называется «социальный капитал».
Четвертое: мы видим быстрый рост цифровых образовательных сервисов как отдельных продуктов, постепенное замещение ими части традиционных занятий. Какой именно части — легко ответить. Той, которую преподаватель воспринимает без увлечения, которая его не заводит, не увлекает. Речь идет о рутинных действиях преподавателя (факультета), которые тем не менее важны для студента. Часто именно они закрепляют знания и умения, обеспечивают обратную связь студента с университетом. Главная претензия студента — это именно отсутствие обратной связи, оценки его ежедневных усилий. Многих это демотивирует, они перестают концентрироваться на занятиях. Цифра помогает эту проблему решить или значительно смягчить, по крайней мере.
Это цифровые обучающие системы — от коллективных компьютерных игр, моделирующих производственные или управленческие решения. Это программы «обучающих задачников» на основе искусственного интеллекта. Это системы независимой оценки знаний. Это симуляторы использования технологий. Это использование лабораторного оборудования в удаленном режиме. «Движки» на все эти продукты уже есть, дело за наполнением контентом. Пока в вузы «зашли» только массовые открытые онлайн-курсы (МООС).
Значительная часть образовательных ресурсов будет предоставляться вне университетов. Провайдерами будут как сами университеты (действующими примерами являются платформы Coursera и EdX), так и специализированные обучающие фирмы и фирмы-поставщики технологий. Триггером, конечно, здесь стала пандемия и вынужденная изоляция, когда все без исключения освоили удаленное обучение, конференц-курсы. Можно сказать, все вошли в воду и многим понравится плавать и после наводнения.
Колоссальное расширение образовательного предложения приведет к тому, что неэффективные (малоинформативные, эмоционально не заряжающие, неоригинальные) учебные курсы начнут вымываться из университетской практики. Передовые университеты начнут поворачивать эту реальность себе на пользу: ведь высвободившиеся ресурсы можно будет направить на развитие исследований и закрепление лучших профессоров. Уже сейчас в образовательных программах ВШЭ порядка 745 массовых открытых онлайн-курсов (МООС), три четверти из них (75%) — от других университетов.
С большой вероятностью можно говорить еще о двух «больших сдвигах».
Произойдет снятие языкового барьера. К 2025 году проблема иностранного языка будет снята, как если бы у каждого из нас был собственный переводчик. Рынок высшего образования (да что там — образования вообще) станет полностью глобальным. Это даст шанс России, Китаю, странам Латинской Америки выйти на мировой рынок со своими оригинальными образовательными продуктами.
Сейчас глобальный рынок — это английский язык, это доминирование англосаксонской традиции. С большой вероятностью это будет перевернуто. Этот сдвиг в наступившем десятилетии только начнется, но это будет грандиозный сдвиг
И последнее: высшее образование будет становиться все более равным по качеству, все менее элитарным. Цифра и единый рынок образовательных ресурсов в значительной степени уравняют шансы студентов, в каком бы городе и в каком бы вузе они ни обучались. Откровенная имитация образования, которая еще десять лет назад была массовой во многих странах, включая Россию, будет полностью вымыта с рынка. Высшее образование не станет еще всеобщим, как школьное, но будет более надежной ступенькой вверх, чем сегодня.
Можно ли говорить о том, что образование останется онлайн и студенты теперь всегда будут обучаться из дома?
Мне кажется, что студенты в очень большой степени и раньше учились дома, но сейчас эта тенденция, конечно, будет нарастать. Тем не менее не следует ждать массового закрытия университетских кампусов. Даже после перевода всего образовательного процесса в онлайн корпуса Вышки мы оставили открытыми, и примерно каждый десятый студент ежедневно приходит туда, чтобы общаться с коллегами, организовывать проектные группы. В образовании ведь очень важна эмоциональная связь. Поэтому традиционное образование, то, что мы сейчас стали называть офлайном, никуда не денется. Не исчезнут школы, не исчезнут университеты, но изменится сам формат деятельности: он будет более креативным, проектным, эмоционально окрашенным. Будет расти спрос на коворкинги, причем не только студенческие, но и школьные. Если вы зайдете в лицей Вышки, то увидите, как лицеисты сами организуются, сами собираются без преподавателей.
Но, конечно, новая реальность подразумевает переформатирование университетской среды, например, библиотек. Если вы зайдете в библиотеку Вышки: книги стоят, но книгами пользуется каждый десятый, а девять из десяти сидят в своих ноутбуках, где те же самые книги. Но они же именно в библиотеку приходят: кто для индивидуальной работы, кто для групповой. И важно, что эта работа происходит в окружении книг — как не только носителей знания, но и символов знания. Мы ведь окружаем себя знаками.
Но, еще раз говорю, никуда не уйдет эмоциональная связь, никуда не уйдет ощущение себя в коллективе, который вместе учится, вместе мыслит. Это самое важное. И это, конечно, гораздо важнее для школ. Я вообще не верю в онлайн-школы. В какие-то курсы для школьников — да, но в возможность полноценного развития ребенка без школьной среды — нет.
Почему не верите в онлайн-школы?
Потому что школа — это в большей степени воспитание, а не образование. Школа — это формирование человека как личности, а не набор этим человеком профессиональных компетенций, как в вузе. Там человек еще не взрослый, и онлайн всегда будет играть вспомогательную роль.
Не случайно для первокурсников университеты старались до последнего сохранять аудиторные занятия, даже лекции, хотя этот формат не производителен для старших курсов. А «перваки» на лекции ходят, они хотят почувствовать себя в университете. Поэтому школа и первый курс — это поле офлайна, поле традиционных технологий. А онлайн — это для широкого профессионального образования, для самообразования.
Вы высказали такую мысль, что школа воспитывает, то есть она формирует какие-то нравственные ценности. Нужен ли тогда для школы такой строгий контроль, как ЕГЭ?
ЕГЭ — это просто один из возможных видов независимой внешней оценки. Что было до его введения? Пышным цветом цвела система платной подготовки в определенный вуз, оставим даже сейчас за скобками, честной или нечестной. Была в начале 2000-х такая шутка: России удалось опровергнуть постулат, что математика едина. В каждом российском вузе математика своя. Мы же не хотим возвращения к этому? Следовательно, нам нужна объективная оценка знаний.
Форма ЕГЭ постоянно совершенствуется. По нашим опросам, он перестал вызывать отторжение у школьников и учителей.
Проблема ЕГЭ — не в его форме, а в том, что он проводится только два раза, после девятого (ОГЭ) и после 11-го класса. Соответственно, работа ученика и работа учителя неизбежно настраиваются на этот единственный рубеж, который надо преодолеть, часто за счет увлеченности образованием как таковым, за счет отказа от разных образовательных возможностей, своих для каждого ученика и учителя.
Я предполагаю, что ЕГЭ в качестве внутреннего мотиватора школьника будет постепенно замещаться постоянным добровольным измерением знаний. Технологически это уже возможно, осталось дозреть до этого ментально. Будет такая объективная накопленная оценка
И второе, что может сначала дополнить, а потом и заместить ЕГЭ, — это набор портфолио, персональных достижений школьника. Мы говорим про блокчейн-технологии. Что такое блокчейн? Это система объективной информации, которую нельзя фальсифицировать, потому что нейросеть тебя запомнила, масса независимых чекеров тебя запомнили. Если мы эту блокчейн-технологию внедрим в систему фиксации достижений каждого школьника — это и будет то портфолио, которое нельзя будет сделать искусственно. И я, как ректор, с большим удовольствием перейду к отбору на основе этих портфолио. Блокчейн даст реальную возможность начиная класса с шестого собирать портфолио: здесь ты в олимпиаде по химии участвовал, здесь был волонтером, здесь победил в спортивных соревнованиях.
Но это же пока теория? А когда это уже будет на практике?
Эта технология уже существует. Вопрос в том, что на нее должен возникнуть общественный спрос. Думаю, к концу этого десятилетия мы увидим первые независимые оценки знания и фирмы, которые занимаются этим конкретно. Лет через 15 мы сможем вполне уверенно говорить о замене ЕГЭ объемным измерением достижений и потенциала личности каждого человека.
Сегодня сложилась непростая ситуация, связанная со стоимостью обучения. С одной стороны, вузы стали больше тратить в условиях онлайн-обучения, с другой стороны, студенты требуют снизить стоимость. По вашему мнению, какой выход из этой ситуации?
К сожалению, экономика устроена иначе. Мы же не требуем, чтобы производители снижали цены на свои товары, потому что у людей упали доходы. Образование — такая же отрасль экономики, как и все остальные. Цена обучения — это зарплата профессоров, содержание зданий, в исследовательских университетах — содержание лабораторий и реализация студенческих проектов. Если мы хотим получить качественное образование, то должны быть готовы платить те деньги, которые нужны университетам для их работы. На мой взгляд, в этой ситуации государство должно сделать программы социальной поддержки студентов, по крайней мере тех, кто реально учится и в будущем будет способствовать развитию страны.
То есть государство должно помогать и студентам, и вузам?
Да, государство должно помогать и студентам, и вузам, пока мы все находимся в этой сложной ситуации. Вузам помогать проще, потому что государство и общество как налогоплательщик могут быть уверенными в том, что эти деньги попадут по назначению.
Немногие люди согласятся просто так помогать всем студентам.
Вышка довольно давно реализует специальную социальную программу. Мы тратим 2,5 млрд рублей, 10% нашего дохода, на то, чтобы снижать цену обучения для тех студентов, которые хорошо учатся. Мы делали это задолго до пандемии. Я предложил бы государству взять эту модель и доплачивать за обучение тем студентам, которые хорошо учатся. Потому что платить тем, кто плохо учится… Это будет социальная помощь, она не имеет отношения к образованию. Тогда уж давайте просто деньги раскидывать с вертолета.
Убежден, что это наиболее разумная форма. Недаром в Вышке, несмотря на высокие цены, никто не говорит, что это несправедливо. Студенты понимают, что если будут хорошо учиться, то будут платить не 500 тыс., а 250. А кто-то будет учиться целиком за средства университета, если он попадет в верхние 10% рейтинга. Все же зависит от тебя. Но есть критерий: да, учиться надо хорошо.
Есть еще одна группа, которой точно надо помогать и которой в России, на мой взгляд, уделяется недостаточно внимания, — это дети, изначально оказавшиеся в худших условиях. ЕГЭ обеспечивает равенство, но это равенство формальное. Совершенно понятно, что состоятельная семья создаст ребенку лучшие условия для обучения, чем мать-одиночка, которая с трудом справляется со своими обязанностями. Поэтому в очень многих странах от 10 до 30% мест предоставляются по отдельному конкурсу детям из неполных семей, из семей с низким уровнем образования обоих родителей, из сельской местности, где меньше возможностей для качественного обучения. Таким студентам платят высокие стипендии, чтобы они могли сосредоточиться на учебе. Нам необходимо создать систему реального уравнивания шансов, а не делать вид, что мы решили все проблемы равенства с помощью ЕГЭ.